Когда я перечитываю евангельское повествование о жизни, учении, аресте, распятии и смерти Иисуса Христа, я понимаю, что понять, принять и тем более поверить в воскресение Иисуса Христа очень непросто. Вера в воскресение – это тайна такого же порядка, как и любовь. Сколько книг повествуют нам о самых правдоподобных историях любви, однако они так и остаются книгами, сторонними повествованиями, пока человек сам не полюбит, сам свою жизнь не принесет в дар любимому или любимой.

Судите сами. Ученики Иисуса Христа оставили нам письменные свидетельства об Учителе, где среди прочего очень ярко, детально описали последние дни Его жизни. Из этих повествований видно, что распятие и смерть Иисуса были абсолютно неожиданны. Да, время от времени Учитель говорил им (а они говорят читателям) о том, что Его беззаконно осудят и убьют, что Он трагически погибнет. Иисус говорил, что это не конец, что за скорбью последует радость, что Он победит смерть и вновь будет с учениками. Но, - и это всем нам понятно, - за чредой дел, забот, каких-то встреч или происшествий, даже за чредой повествований в Евангелии актуальность слов о смерти как-то растворяется. Память не теряет эти слова, разум их не отвергает, но трудно, очень трудно их связать с тем, что происходит здесь и сейчас.

Я думаю, что-то похожее бывает и в нашем опыте, опыте тех, кто терял своих близких медленно угасающих от болезни или от старости. Как бы ни был близок момент смерти, кончина человека неожиданна и очень трагична. Вероятно, именно поэтому суббота перед Пасхой Христовой, а ее именуют великой Субботой – это день о котором очевидцы ничего не говорят, они переполнены скорбью, вернее сказать, что они опустошены. Этого дня для них, как бы не было. Иисус Христос был не только их Учителем и Другом. Они вместе с ним стали единой семьей. Ради Иисуса ученики оставили все, так же, как вступая в брак жених и невеста, охваченные своей любовью, оставляют все ради единения друг с другом. Можно сказать, что через распятие ученики потеряли саму свою жизнь, потеряли в том смысле, что осталось существование без смысла и радости. Апостол Павел, правда в другом контексте, называет Крест христов глупостью и нелепостью. И это очень точные слова, слова отражающие не только отношение каких-то противников или циников, но слова отражающие опыт тех, кто, встретив чью-то смерть, не смог или не успел сделать следующего шага и не встретился лицом к лицу с воскресением.

В прошлой заметке я предложил читателям повествование о последнем дне жизни Иисуса Христа. Я намеренно составил его словами из евангелий, чтобы получилось как можно ближе к оригиналу и намеренно прервал повествование на смерти Иисуса, не дав никаких комментариев. Мне было важно, чтобы читающий вдруг остановился, чтобы он, так же как и многие сказал: «Глупость какая-то! Ну и что дальше? Где happy and?». Все дело в том, что дальше в общем-то ничего и не может быть, кроме личной встречи с воскресшим Христом, кроме веры, кроме доверия тем, кто нам оставил свои (именно свои) свидетельства о воскресении Христа и о Христе воскресшем. Примером такого свидетельства для меня и являются слова апостола Павла. Об апостоле Павле

Я хочу обратиться к примеру апостола Павла. Ему довелось половину своей жизни свидетельствовать о своей вере в Иисуса Христа распятого и воскресшего. Как он это делал мы видим из дошедших до нас писем, адресованных в разные христианские общины Римской Империи.

Свидетельство и вера апостола Павла ценны тем, что он был евреем из евреев, человеком очень образованным, умным, учеником выдающихся в те времена иудейских наставников, человеком очень ревностно относящимся к своей вере, к Священному Писанию (тому, что мы сейчас именуем Ветхим заветом), к преданиям своего народа. Вероятно еще при жизни Христа, он много слышал об этом новом Пророке (как Его тогда называли) и в итоге, сопоставив все, он отверг Христа и стал одним из ревностных гонителей. Для нас важно, что неверие Павла не могло быть недоразумением или невежеством, оно было максимально ответственно и серьезно.

Вопреки всему на свете, по собственному свидетельству, апостол встретился лицом к лицу с Воскресшим Христом. Это произошло на пути в Дамаск, где Павел собирался искать и сажать в тюрьму христиан. Эта встреча придала абсолютное значение и ценность всему тому, что он прежде отвергал. Павел впоследствии был убежден, что встретив Воскресшего Христа, он познал с глубочайшей уверенностью, что именно Иисус, тот кого распяли и есть Мессия, Спаситель мира. И это потому что Христос предстал перед ним живой после смерти. Только через Воскресение Павел и многие другие смогли принять верой все Евангелие и другого пути не существует.

Свидетельством апостола Павла я и хотел бы закончить эту заметку. Я выбрал несколько отрывков из послания к христианской общине в Коринфе. Этот богатый цветущий город был столицей провинции Ахаия (примерно половина нынешней Греции) и занимал уникальное географическое положение, делающее его по сути портом двух морей Эгейского и Ионического. Во времена апостола Павла Коринф был населен не только римскими колонистами, но и греками, евреями и другими восточными народами. Население города отличалось множеством мировоззрений и религиозных практик: храмы греческих, римских божеств, восточные культы, мистерии, иудейские синагоги - всё это тесно сосуществовало. Вошло в поговорку безобразное поведение коринфян. Глагол «коринфовать» в свое время был синонимом развратного поведения. Свидетельство апостола Павла

Бог пожелал спасти верующих «глупостью» Вести. Потому что в то время как иудеи требуют в доказательство чудес, а эллины (общее название для всех язычников) ищут мудрости, мы возвещаем Христа распятого на кресте! Для иудеев - это камень преткновения, соблазн. Для язычников – глупость. А для уверовавших - и иудеев, и эллинов, - это Спаситель, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость. Потому что Божья «глупость» мудрее людей , и Божья «слабость» сильнее людей! Вы только посмотрите на себя, братья, какими вы были, когда вас призвал Бог. Много ли было среди вас тех, кого бы сочли мудрыми, много ли было влиятельных, много ли родовитых? Но чтобы посрамить мудрых, Бог избрал то, что в мире считается глупым; чтобы посрамить сильное — то, что в мире считается слабым. И избрал безродное и ничтожное, так сказать, ничто, чтобы обратить в ничто то, что для мира что-то значит. Ведь это Бог соединил вас с Христом Иисусом, которого Он сделал для нас мудростью! Благодаря Ему мы оправданы Богом, посвящены Богу, выкуплены на свободу.

Напоминаю вам, братья, Радостную Весть, которую я вам возвестил, а вы ее приняли и твердо на этом стоите. Итак: Христос умер за наши грехи — согласно Писаниям; Он был похоронен, на третий день воскрешен; явился Петру, потом двенадцати, потом явился более чем пятистам братьям одновременно, - из них некоторые уже умерли, но большинство живы до сих пор, - потом явился Иакову, потом всем апостолам и самому последнему явился мне, жалкому недоноску! Я ведь из всех апостолов самый малый, я недостоин зваться апостолом, потому что преследовал Церковь Бога.

Если Христос не воскрес, нам нечего проповедовать и не во что верить. Более того, мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога, заявляя, что Он воскресил Христа. Ведь если Христос не воскрес, вера ваша напрасна и грехи ваши по-прежнему на вас. Значит, и те, кто умер с верой во Христа, навсегда погибли. И если наша надежда на Христа годится лишь для этой жизни, мы самые жалкие люди на свете. Но Христос действительно встал из мертвых — первым из умерших.

Я каждый день встречаюсь со смертью. И будь мои мотивы чисто человеческие, с какой стати я стал бы бороться со зверями в Эфесе (апостол был арестован в этом городе и боролся со зверями на арене)? Какая мне от этого польза? Если мертвые не воскресают, то «будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!».

Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве