История суми э
На самом деле техника суми э возникла вовсе не в Японии. Этот стиль был частью буддийского монастырского ритуала – так же, как, собственно, икебана и каллиграфия. А появились эти виды искусства в Китае, и лишь в 14 веке были привезены в Японию монахами. Однако эти техники настолько прижились в Стране Восходящего Солнца, что сегодня считаются чем-то традиционно японским.
Разумеется, сначала сюжеты суми э (так же, как и каллиграфически надписи на свитках) носили исключительно религиозный характер. Однако постепенно появлялись новые направления. Прежде всего, ландшафты. Поначалу японские художники копировали работы китайских мастеров – на их рисунках мы видим горы и глубокие вершины, не характерные для островного пейзажа. Однако затем японская техника суми э приобрела присущие только ей черты. В эпоху Эдо на свитках с трехстишиями хайку можно встретить изображения растений и природы. У каждого из них был символический смысл. Например, хризантема олицетворяла благородство, слива – терпение и стойкость, бамбук – гармонию между силой, стойкостью и гибкостью, а орхидея была воплощением женских качеств. Кстати, эти четыре рисунка в технике суми э имеют не только такое значение. Они называются «четыре благородных господина» и олицетворяют смену времен года. Хризантема - это поздняя осень, воплощение безупречной белизны первого снега. Слива, которая в Японии цветет в январе – это символ зимы. Бамбук символизирует лето, а японская орхидея – это красота и нежность весны в горах.
Суми э: традиции и современность
Традиционно суми э – это монохромная акварель, здесь присутствуют только два цвета, белый и черный. Однако эта цветовая палитра обладает множеством оттенков и полутонов, которые открывают практически безграничные просторы для творчества. Впрочем, иногда в суми э могут использоваться и другие краски, но они наносятся почти прозрачными мазками и как бы подчиняются более строгим и четким линиям, проведенным тушью.
Живопись в технике суми э не требует ни особого таланта, ни владения академическим европейским рисунком, ни чувства перспективы (наоборот, чем дальше от наблюдателя расположен предмет, тем светлее он должен быть нарисован). Свои силы в этом направлении может попробовать каждый. Что от вас действительно потребуется - это концентрация и внимание. Собственно, именно поэтому суми э считается чем-то сродни медитативным техникам.
Для живописи суми-э используют специальные кисточки и тушь. Кисточка нужна с мягким длинным ворсом (4-5 см). Держат ее, кстати, примерно так же, как и палочки для еды – вертикально. Особая форма кисточки позволяет проводить линии разной толщины. Впрочем, это умение вырабатывается только тренировками, поскольку для того, чтобы добиться нужного эффекта в разбавленную тушь макают различные части кисточки.
Тушь для суми-э также используется особая – твердая, в брусках. Делается она из сажи хвойных деревьев. И, конечно, для этой техники нужна особая рисовая бумага – она достаточно тонкая и помогает добиться нужного эффекта.
Впрочем, в наш век искусство суми э становится все более демократичным. Настоящие мастера, разумеется, по-прежнему используют особые инструменты и имеют собственные резные печати.
А те, кто хочет научиться технике суми э в качестве средства для снятия стресса и рассматривают ее как направление для арт-терапии, могут выбрать инструменты попроще. Например, купить в магазине художественных принадлежностей кисть №3 и обычную отечественную тушь. Помните, что главное в суми э – это отражение не самого предмета, но его сути, его души. Каждый мазок должен быть исполнен философского смысла. Не нужны детали, нет необходимости прорисовки каждого лепестка или листочка. Важно передать нежность цветка, его изящество и те чувства, которые овладевают вами, когда вы его рисуете.