История вопроса

Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-код. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать». И понеслось!

Блогосфера как самый чуткий улавливатель скандалов отреагировала немедленно. Посыпались хлесткие комментарии, общий смысл которых - «А мы не будем!». Почему не будем - понятно. С какой, собственно, стати? Почему в светском государстве вообще возможны подобные заявления? К тому же в памяти еще живы гонения на «волосатых», публичная моральная порка стиляг и прочей «плесени», так что аллергия на такого рода запреты в народе стойка и неколебима.

Автора идеи это не смутило. «На самом деле больше половины либеральных СМИ это предложение поддержало, - рассказал «КП» Всеволод Чаплин. - Если женщины народа развратно одеты и развязно себя ведут, то этого народа скоро не будет. Проблема должна решиться сама собой двумя путями. Либо наши женщины научатся вести себя скромно и достойно, либо лет через сто она решится другим образом, а именно: Россия погибнет».

Ни больше ни меньше. Россия гибнет из-за неумения некоторых дамочек одеваться!

Средоточие разврата или издержки комплексов?

Справедливости ради нужно заметить, что со вкусом у российских женщин и впрямь не всегда бывает здорово. За границей наших видно издалека. Вон она, милая, идет, раскачиваясь, как юная осинка, на своих 15-сантиметровых каблуках. Только встало солнце, а она уже при вечернем макияже. Вся блестит и переливается, как экзотическая райская птица. Куда идет? Да просто прогуливается. Или в магазин. Точно не на работу в стриптиз-бар.

Ах это стремление надеть на себя все самое красивое и блестящее одновременно! Ах эта очаровательная в своей непосредственности азиатчина, свойственная изрядному числу российских красавиц! Никакой «Модный приговор» их не исправит.

Протоиерей Всеволод Чаплин, будучи человеком с большим жизненным опытом, не мог не заметить этой тенденции. В смысле вкуса, которым блещет, увы, не подавляющее большинство, он абсолютно прав. Хотя так нелюбимые церковью феминистки тоже это подметили. Правда, причины видят несколько в другом.

По версии церкви, одетая в стиле провинциальной кокотки дамочка есть средоточие разврата, которая готова с первым попавшимся существом мужского пола удариться во все тяжкие. По версии феминисток, она несчастное закомплексованное существо, которое ждет, что ее «заберут отсюдова» замуж, где она сможет, наконец, расслабиться и позволить себе не думать о пропитании. И ведь никакого разврата, одна сплошная униженная зависимость.

«Чересчур яркий внешний вид всегда связан с желанием женщины угождать мужчине, - пояснила свою позицию руководитель инициативной группы «За феминизм» Наталья БИТТЕН. - Есть женщины, которые считают, что они должны быть украшением жизни мужчины и для этого готовы жертвовать своим здоровьем: постоянно носят шпильки и накладывают на себя по три килограмма макияжа. Да, они заметны и за границей. Если женщина воспитана так, чтобы соответствовать ожиданиям мужчины, быть для него только сексуальным объектом, она делает из себя некий арт-объект».

Виктимология по-женски

Помимо прочих обвинений в адрес «развратных и развязных» российских женщин, Всеволод Чаплин упомянул и постоянно растущее число преступлений на сексуальной почве. Он видит прямую зависимость между падением женских нравов и увеличением числа изнасилований. Мол, девушка в мини - провокаторша, только и ждущая, когда к ней пристанут. За это высказывание протоиерея критикуют особенно жестко.

Заместитель директора национального Центра по предотвращению насилия «Анна» Лариса ПОНАРИНА считает, что такое заявление абсолютно неправомерно. «При чем тут внешний вид женщины? - недоумевает она. - Если мужчина совершает насилие, он должен быть наказан. Насилие - это преступление. Оно всегда останется преступлением, кто бы ни стал его объектом. Даже если женщина занимается проституцией и предоставляет секс-услуги. Если в данный конкретный момент она не хочет секса, то это насилие. А подобные заявления еще больше насаждают атмосферу безнаказанности для тех, кто совершает подобные преступления». Однако представители силовых органов с Ларисой не согласились бы. Между внешним видом жертвы и преступлением просматривается прямая зависимость. Есть даже специальная наука - виктимология, которая объясняет подобную зависимость. По статистике, примерно 30% изнасилований связано с провоцирующим поведением женщины. «У особей мужского пола, которые нападают на женщин с целью изнасилования, мышление более чем примитивное, - рассказал «КП» психиатр-криминалист Михаил ВИНОГРАДОВ. - Оно у них буквально сконцентрировано в одном месте. Сами знаете, в каком. И иногда они искренне полагают, что женщина может быть доступна, потому что она надела юбку чуть короче, чем все остальные».

Яркие тряпки заменяют яркие эмоции

Если копнуть еще глубже, окажется, что вульгарно и ярко одетая женщина - только симптом болезни человеческой цивилизации в целом. Психологи считают, что в современном мире прослеживается тенденция к угасанию ярких эмоций. Связана она с чрезмерным усложнением мира, с появлением сверхвозможностей, с невозможностью среднего человека осмыслить все чудеса современных технологий. А также с банальным отсутствием времени на живое общение между собой.

При этом потребность испытывать яркие эмоции у человечества сильна так же, как и раньше. И происходит перенос этой потребности на самое простое и доступное каждому - внешний вид. «Вульгарность совершенно объяснима, - считает НЛП-психолог Андрей КЁНИГ. - Это просто попытка вызвать у других людей сильные эмоции в отношении себя. Человек как эмоциональный индивид вырождается. Ему на смену приходит другой вид - мы пока не знаем какой, но все изменения связаны с тем, что мы почти не проявляем чистых эмоций! У нас у всех серый смешанный и ослабленный эмоциональный фон».

Но самое ужасное заключается в том, что с ослаблением эмоций ослабевает и интеллект. Зависимость одного от другого давно доказана наукой и не вызывает сомнений. Значит, чем меньше мы испытываем ярких эмоций, тем глупее становимся?..

«Все богатство и многообразие эмоций сокращается до выражения первичных потребностей, - продолжает Кёниг. - И красочные переживания уступают место вульгарному цветовому решению, которое отвечает первичным задачам продолжения рода, но не решает задачу богатства внутреннего мира».

Вместо послесловия

Чем хороши подобные дискуссии? Тема с виду безобидная, даже веселящая. Оппоненты никогда не побьют друг друга на Манежке. И обсудить в конечном итоге каждый может свое, насущное. Феминистки уйдут в дебри политики и найдут связь между одним заявлением одного представителя церкви и тенденциями роста контроля над обществом в целом. Правоохранители не забудут вставить свое слово о росте безответственности женщин, увеличивающих им количество работы по делам об изнасилованиях. Правозащитники осудят насилие над личностью в любой его форме. Стилисты поплачут над всеобщей несуразицей внешнего вида, с которой и так бороться и бороться, а тут еще и дресс-код какой-то. Психологи найдут причинно-следственные связи между вырождением человечества и его стремлением покупать яркие тряпки...

А мне кажется, что речь идет о том, что мы привыкли жить, как в последний раз, каждый божий день. Есть деньги? Пойди и потрать, пока не отняли! Есть природная красота и молодость? Эксплуатируй ее на полную катушку, пока не превратилась в старуху! Магазины забиты турецкими шмотками «за недорого»? Бери мешками, а то завтра может снова наступить развитой социализм, и тогда колготки будут по талонам, а юбки придется снова шить из старых гардин. И даже те, кому по возрасту не положено, вырастают с ощущением фатализма и сопутствующего ему пофигизма. Неустроенные, не верящие в собственное будущее, не видящие на пару шагов вперед наши девушки победно раскрашивают лица и идут топтать 15-сантиметровыми каблуками землю-матушку. Чтоб сделать себе хотя бы красиво...

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Знаете, у кого самый жесткий в мире дресс-код? У пожизненно заключенных: полоски, полоски, полоски...

КСТАТИ

Попытку запретить ношение мини в общественных местах недавно произвели власти Шри-Ланки. Кроме запрета на ношение ультракоротких юбок, они собираются искоренить рекламу с изображением полуобнаженных женщин.

Аналогичный запрет действует в бывшем советском Таджикистане. Правда, там он коснулся пока только учебных заведений - школ и вузов.

ПОРТРЕТ ВРАГА

История мини-юбки как история борьбы женщин за самое себя

Начало XX века в Европе выдалось бурным. На волне тотальной борьбы всех со всеми родилось женское движение суфражисток. Это они научили женщин бороться за свои права, не зависеть от мнения мужчин, коротко стричься и не носить корсет. Первопроходцем бескорсетной моды был парижский модельер Поль Пуаре. Именно он первым стал шить свободные платья и отказался от длины в пол. Суфражистки взяли эту идею на щит и стали пропагандировать такие платья как «униформу» для работающей женщины.

К середине 20-х годов XX века длина женской юбки впервые за всю историю достигла колен. Это символизировало небывалую, неслыханную свободу нравов. А тут еще Коко Шанель со своими брюками, галстуками и маленьким черным платьем - часто без рукавов и весьма коротким.

Во время войны женщинам было не до модных тенденций. Тканей не хватало, платья шились из того, что было под рукой. Разумеется, на длинные юбки материала просто не хватало. Поэтому большинство европеек носили узкие юбки до колен полувоенного образца.

После войны стремительному укорачиванию женской одежды помешал Кристиан Диор со своим «Новым Взглядом» - так назывался роскошный стиль кинематографической дивы, который он привнес в моду тех лет.

Зато в 60-е произошла настоящая революция нравов. И юбка мигом уменьшилась до зачаточных размеров. Молодежные протесты против лицемерия и потребительства отцов, хиппи с их непротивлением злу, стремлением к любви во всех ее проявлениях, сексуальная революция - все это породило новый стиль, лицом которого стала худенькая, похожая на ребенка манекенщица Твигги. Твигги носила мини. Вслед за ней коротенькие юбчонки, едва прикрывающие попу, надели миллионы девчонок по всему миру.

Оглядываясь на сто прошедших лет, нельзя не заметить, что минимизирование женского костюма всегда было связано с эпохой перемен и революцией взглядов.

Мария САРЫЧЕВА