Прирожденные лжецы. Мы не можем жить без обмана

Иэн Лесли

Издательство «РИПОЛ классик», 2012 г.

Ложь единодушно осуждают священники, философы и моралисты. Всех нас с детства учили не лгать. Но, вместе с тем, факт остается фактом: люди лгут, и лгут чаще, чем это осознают. Лгут окружающим, но, в первую очередь – самим себе. Например, утверждая, что сами они никогда не врут, а если и врут, то исключительно в добрых целях. Не видите ли вы в этом утверждении чего-то знакомого?

Среди других книг о лжи, которые появились в последние годы на рынке, работа Иэна Лесли выгодно выделяется широтой охвата темы и увлекательностью. Хотя она показалась мне откровенно слабой в части выводов и практических рекомендаций, прочесть ее стоит. Мы гарантированно узнаем о себе и о людях много нового.

Выступая в крестовый поход против лжи, моралисты не учитывают того, что ложь – часть нашего естества. Ложь встречается в природе, особенно у высших приматов. Вслед за некоторыми учеными, автор усматривает связь между возрастанием объема мозга, возрастанием количества социальных взаимодействий – и развитием способности ко лжи. Нравится нам это, или нет, но ложь имеет отношение к уму, креативности и умению хорошо ладить с окружающими. Косвенно это подтверждается тем, что больные аутизмом испытывают серьезные проблемы как с ложью, так и со способностью вписаться в общество.

«Лучшими обманщиками являются обаятельные, чуткие, способные думать на несколько шагов вперед люди», - утверждает автор.

Но не стоит забывать того, с чего мы начали: общество осуждает ложь не без причины. Сознательный обман подрывает доверие между людьми и губительно сказывается на их отношениях. Вот почему разные культуры выработали свои стандарты «белой лжи», вводящие обман в допустимые (пусть даже с оговорками) рамки.

Большинство людей плохо распознают ложь, хотя уверены в обратном. Надежды, которые когда-то возлагались на детектор лжи, не оправдали себя, и современные ученые считают его практически бесполезным. Исследования Пола Экмана показали, что мимолетные проблески эмоций на лице могут сравнительно точно указывать на ложь – но умение их читать требует долгой тренировки. Таким образом, вопрос о том, что делать с ложью окружающих, остается открытым. Мы не можем застраховаться от лжи, но и полное недоверие к окружающим не принесет нам пользы. Мы нуждаемся в доверии – но в разумном и избирательном.

Если ложь – часть нашей природы, из этого следует, что мы не можем не обманывать самих себя. Во многом это объясняется желанием хорошо выглядеть в собственных глазах. Мы хотим комфортно чувствовать себя в мире – и ради этого готовы закрывать глаза на неприятную правду, притворяться, что ее не существует.

В книге есть любопытные сведения о том, как развивались взгляды на ложь в религии. С одной стороны, ложь сурово осуждается и запрещается – и, не желая говорить неправду, некоторые «благочестивые» христиане выдавали евреев нацистам. С другой стороны, еще в средние века католические теологи разработали учение о «вербальной эквивокации», которая позволяла им лгать с чистой совестью. Живо это учение и в наше время, что продемонстрировали недавние судебные процессы по обвинению священников-педофилов.

В последней главе, автор пытается ответить на вопрос, как нам самим остаться честными – и здесь, на мой взгляд, его советы выглядят сомнительными. Полагаться на коллектив? Но именно социальное взаимодействие оттачивает навыки лжи. Постоянно сомневаться в себе? Но именно неуверенные в себе и слабые люди чаще всего прибегают к обману.

Хотя в книге и нет ясных рецептов того, как вести честную и правдивую жизнь, каждый из нас может думать и делать выводы самостоятельно.