Хронологически последний роман Умберто Эко «Пражское кладбище» стал особенной работой автора. Основоположник жанра исторического детектива, на правах основателя, решил разобрать его на составные части так, чтобы каждый читатель понял механику литературно-исторических интриг. В итоге на свет появился, пожалуй, самый неприятный персонаж Эко – капитан Симонини.

Этот авантюрист и фальшивомонетчик после пережитой в раннем возрасте неудачной любви сделался ярым женоненавистником. Единственная плотская радость в его жизни – это чревоугодие. Единственный интерес – многочисленные политические интриги. Симонини работает сразу на несколько разведок и тайных служб, сталкивая государства между собой, рождая конфликты, предавая и продавая на каждом шагу.

Главным делом его жизни становятся «Протоколы сионских мудрецов», фальшивка, изготовленная по заказу русской охранки. Почему главным? Потому что обличать и подставлять всех остальных не так прибыльно – у каждой конфликтной социальной группы ограниченная аудитория противников, тогда как компромат на евреев нужен всем без исключения. Впрочем, работа на великое множество фронтов в конечном итоге все-таки выбивает Симонини из колеи, доводит до психического расстройства, превращает сеть его интриг в гротескный фарс.

Интересно, что все персонажи, кроме главного героя, существовали в действительности. Таким образом, Симонини становится центром европейского зла, той точкой на политической карте, которая порождает, объясняет и связывает между собой политические конфликты современного ему периода.

Умберто Эко проделал колоссальную работу, в очередной раз подарив читателю возможность почувствовать себя интеллектуалом. Правда, чувство это оказывается двояким – ведь в своем романе автор занимается в основном развенчиванием мифов, устранением заблуждений, разрушением стереотипов. Автор пишет только для «своих», однако даже среди них найдется немного желающих преодолевать огромный литературный труд только для того, чтобы убедиться в собственной неправоте по множеству исторических и политических вопросов.

В то же время «Пражское кладбище» является необходимой, жизненно важной для жанра исторического детектива книгой. Активная популяризация интеллектуальной беллетристики, по всей видимости, вынудила Умберто Эко дать достойный ответ: «Пражским кладбищем» он доводит до чудовищной гиперболы те черты, которые историческому детективу «подарили» авторы-популяризаторы. Теории заговора, шпионские интриги и концентрированное в теневых фигурах зло приобретают огромные, преувеличенные размеры в «Пражском кладбище», и именно это возвращает читателя к осознанию того, каким на самом деле должен быть жанр – интеллектуальным, интеллигентным, исследовательским, максимально правдивым.