Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта

Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки

Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2008 г.

Уже уходит в прошлое время, когда проявление эмоций на работе считалось недопустимым, а эмоции работников не учитывались при составлении планов развития. Современная корпоративная культура становится все более гуманистичной, обращенной к человеку с его потребностями. И это – не чья-то прихоть. Многочисленные исследования психологов показывают, что эмоции напрямую влияют на производительность труда и креативность, как отдельного человека, так и целой команды.

Когда у людей хорошее настроение, они отдают работе все свои способности. Им намного легче усваивать информацию и принимать решения в сложных ситуациях. Они гармоничнее взаимодействуют с другими сотрудниками. Они более склонны верить в себя и брать на себя ответственность. Работники с хорошим настроением делают клиентов довольными, и это ведет к росту доходов компании. Все это – весомые конкурентные преимущества. Вот почему создание благоприятного эмоционального климата в коллективе становится одной из основных задач.

Ключевая роль здесь принадлежит лидерам, руководителям всех уровней. Им не достаточно быть хорошими профессионалами и знатоками своего дела. Лидеры XXI века должны уметь вызывать у своих подчиненных эмоциональный отклик, пробуждать лучшие чувства. Лидерам необходимо направлять коллективные эмоции в нужное русло, создавать атмосферу дружелюбия и бороться с негативными настроениями. Каким образом? Ответ на это дает книга Дэниела Гоулмана, ведущего исследователя «эмоционального интеллекта».

Начать необходимо с самосознания, или понимания наших собственных эмоций. «Не осознав характер собственных эмоций, мы будем плохо ими управлять и плохо распознавать чувства других». «Если человек не обращает внимания на собственные чувства, он не замечает и чувств окружающих». Люди с хорошо развитым самосознанием, как правило, умеют держать свои эмоции под контролем, а также понимать эмоции окружающих – и должным образом реагировать на них.

Книга описывает различные эмоциональные стили лидерства, их преимущества и недостатки в зависимости от ситуации, с которой сталкивается компания. Наиболее эффективные лидеры владеют несколькими стилями и умеют переключаться с одного на другой. Даже «диссонансные» стили лидерства, такие как амбициозный и авторитарный, могут применяться для решения отдельных задач – хотя они не в состоянии создать благоприятную атмосферу в коллективе.

Безусловно, лидеры не должны быть мягкотелыми и идти на компромиссы в поисках дешевой популярности у подчиненных. Развитый эмоциональный интеллект предполагает умение быть требовательным в силу рабочей необходимости, но при этом проявлять сочувствие и справедливость.

В книге есть множество практических советов, каким образом начальник может повлиять на эмоциональные установки коллектива и вызвать у людей желаемый отклик. И хотя не всегда перемены к лучшему даются легко, многочисленные примеры показывают, что они возможны даже в самых сложных ситуациях.

Эта книга станет прекрасным подарком для всех руководителей, независимо от должности – или для людей, которые хотят ими стать.