В январе 1992 года, когда распался СССР и произошла так называемая «либерализация» цен, на российские телеэкраны впервые вышел телесериал «Санта-Барбара». Кто мог ожидать, что, несмотря на все экономические и политические перипетии, новая мыльная опера вскоре не только обретет небывалую популярность, но и станет поистине культовым явлением!

Юбилей «мыльной оперы»

В США картину начали демонстрировать 30 июля 1984 года, во время Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Всего было снято 2137 серий. Сериал с успехом шел и в других странах.

Одна из основных «фишек» сериала заключалась в том, что действие его происходило в реальном американском городе. Правда, на самом деле почти все сцены снимались в 8 км от Санта-Барбары, в элитном поселке.

Несмотря на то, что в сюжете имелось множество несостыковок, порой он доходил до абсурда, а актеры то и дело менялись, драмы, которые разыгрывались в семьях миллионеров Кепвеллов и Локриджей, увлекли массовую публику. «Мыльная опера» получила множество наград. Выход на экран юбилейной 2000-й серии отмечался с большой помпой. А одна из актрис, Робин Райт, исполнявшая роль Келли Кепвелл, стала впоследствии настоящей кинозвездой, сыграла во многих фильмах и вышла замуж за Шона Пенна, бывшего супруга Мадонны.

Лекарство от реформ

Итак, озабоченным насущными проблемами россиянам предлагалось следить за драматическими коллизиями из жизни сытых и благополучных американцев. К тому же серьезную конкуренцию составляли латиноамериканские сериалы, к которым зритель был уже приучен и которые, казалось бы, больше соответствовали российскому менталитету. И все же «Санта-Барбаре» не сразу, но удалось завоевать свою аудиторию!

Первоначально канал РТР закупил всего 30 серий - на пробу. Причем показ почему-то начали вовсе не с первой серии, а не то с 217-й, не то с 218-й. Но зритель быстро втянулся. От мексиканского «мыла» американская «опера» выгодно отличалась динамизмом в развитии сюжета, обилием криминальных коллизий и, главное, естественностью, с которой были показаны характеры и отношения людей.

На пике популярности

Пожалуй, «Санта-Барбара» стала самым популярным сериалом в России 90-х. Если латинское «мыло» смотрели преимущественно женщины, обладавшие избытком свободного времени, то «Санта-Барбара» привлекла аудиторию разного пола, возраста и социального положения. Служащие торопились домой с работы, студенты – с лекций, школьники на скорую руку делали уроки, чтобы успеть посмотреть очередную серию… Перипетии сюжета обсуждали в офисах, курилках, магазинах, преподаватели на занятиях приводили примеры из сериала…

Помню, как в 97-м, получив комнату в аспирантском общежитии МГУ, я металась по торговым точкам в поисках дешевого черно-белого переносного телевизора – в общаге телевизора, конечно, не было, а мысль, что придется пропускать любимый сериал, была просто невыносима…

Мы приучились жить бок о бок с этими персонажами. Происходили политические перемены, реформы, менялся курс доллара, а «Санта-Барбара» все шла и шла…

Однако со временем популярность сериала стала падать - не только в России, но и в США. Иссякшая фантазия создателей фильма, бесконечные замены актеров, постоянные сюжетные «ляпы» сделали свое дело. В середине 1998 года вечерний показ сериала был отменен, оставили лишь утренний. Руководство РТР объяснило это нехваткой денег на приобретение очередных серий. Рейтинг сериала постепенно снижался и, наконец, демонстрацию фильма прекратили. Последних серий мы так и не увидели.

Ностальгия по постсоветскому прошлому

И все же сериал стал своего рода культовым символом эпохи. У россиян даже вошел в моду анекдот: «Куда бы ты хотел поехать?» - «В Санта-Барбару! Я там всех знаю!» А владельцы домашних животных поголовно называли своих питомцев Мэйсонами – в честь самого обаятельного персонажа «Санта-Барбары».

Целые поколения выросли на этом сериале. «Санта-Барбара» - это наше детство!» - пишут посетители форумов. Название фильма уже давно стало нарицательным. «Чистая Санта-Барбара!» - говорят о любой запутанной жизненной истории.

«Двойная» жизнь

В чем же секрет феномена «Санта-Барбары»? За комментарием корреспондент «MyJane.ru» обратилась к психологу Ксении Авериной. - Длинные, бесконечные мыльные оперы – это та отдушина, которая необходима большинству из нас, - считает Ксения. - В реальности каждый из нас играет какую-то свою социальную роль. Но человек устроен так, что ему необходимо время от времени менять «маски», «примерять» на себя чужую жизнь… «Санта-Барбара» за время своего существования на российских экранах превратилась для нас в такой параллельный мирок, где мы находили свое «второе я». Это как ролевая игра. Но она закончилась, а ностальгические воспоминания остались – потому что они связаны с целой эпохой в нашей непростой жизни.

Автор: Ирина Шлионская