В наше время быть стильной и модной гораздо легче, чем 40, 30 или даже 20 лет назад. У нас есть многочисленные магазины, глянцевые журналы, Интернет и масса источников для вдохновения. У советских женщин таких возможностей не было — за парой сапог выстаивали в очереди, польскую тушь разводили водой, чулки много раз штопали, а пример брали с актрис и певиц, которые умудрялись нести стиль и женственность в стране, где быть привлекательной порой считалось просто неприличным. Об этих подлинных героинях моды мы расскажем сегодня на «Леди Mail.Ru».

Любовь Орлова



Актриса Любовь Орлова была настоящей иконой стиля в 1930-х годах. Сама Орлова говорила, что терпеть не может небрежности в одежде. «Я не имею на это права, — заявляла великая актриса. — Это для меня все равно, что нецензурно выругаться на публике!» Женщины того времени были стеснены в средствах, однако все подражали Любови Орловой, а ее модная укладка с мягкими локонами так и называлась в народе — «прическа под Орлову». Говоря о том, какой должна быть настоящая женщина, Любовь Петровна не стеснялась в выражениях: «В какой бы дыре ты ни оказалась, в каком бы дерьме ни плавала, никогда не опускайся, будь красивой. Лопни, а держи фасон!»

Клара Лучко



Актриса Клара Лучко тоже была настоящей фэшн-иконой в непростые 40-е и 50-е годы. Она неизменно делала ставку на головные уборы, которые просто обожала. Лучко рассказывала: «Я всю свою жизнь ношу шляпы. Когда училась во ВГИКе, то жила в общежитии, стипендия была очень маленькая, короче, денег практически не было, но тем не менее я купила себе шляпу. Денег на чулки не осталось, и в прохладную погоду я ходила в туфлях на босу ногу, зато в шляпе!» Вот это модный героизм!

Людмила Гурченко



«Диоровский» стиль new look в Советском Союзе был представлен в лице актрисы Людмилы Гурченко — вспомним хотя бы ее платье из «Карнавальной ночи». Людмила Марковна обожала женственные приталенные силуэты. При этом она была уверена, что не одежда красит девушку: «Нельзя быть женщиной по команде режиссера: «Будьте женщиной!» Да хоть ты в трусах выйди — все равно ты не женщина. А можно закутаться в паранджу по самые уши — а зал будет все равно трясти, потому что вышла — женщина! Особое существо!»

Майя Плисецкая



Балерина Майя Плисецкая тоже в свое время диктовала моду. Она имела возможность ездить за границу, чего были лишены большинство советских женщин, и привозила наряды из Франции и Италии, прослыв настоящей модницей. Она была первой гражданкой СССР, которая снялась для журнала Vogue, она вдохновляла модельера Пьера Кардена и она задавала тренды. «Откровенно говоря, я вообще люблю все, что модно, так как модное отражает время, — считает Майя Плисецкая. Кстати, знаменитый афоризм «Одежда диктует поведение» тоже принадлежит именно ей.

Эдита Пьеха



Современным модницам стиль Эдиты Пьехи наверняка кажется слишком вычурным, но в советское время певица прослыла настоящей иконой стиля. Она всегда создавала свой собственный образ, не обращая внимания на тенденции: «Я никогда не следовала моде, просто чувствовала, что вот это — мое, если говорить об одежде. Самое важное — ощущение чего-то, близкого именно тебе». Эдита Станиславовна диктовала моду сама — женщины рисовали стрелки, как у нее, и шили платья, напоминающие бэби-долл. А еще Пьеха ввела в СССР моду на шейные платки и женские костюмы-двойки.

Марина Влади



Супруга Владимира Высоцкого актриса Марина Влади, хотя и родилась во Франции, стала культовым персонажем именно в Советском Союзе. Она была яркой иллюстрацией «А как у них?» — Влади привозила свои наряды из Парижа, вызывая неизменный интерес советских женщин: «А что на этот раз наденет иностранка?» В советские стандарты она совсем не вписывалась — носила откровенные по тем временам платья, длинные волосы и облегающие джинсы. В одном из интервью Марина Влади заявила буквально следующее: «Можно сказать, что я открыла новую эстетику. Я не гримировалась, была естественна и безыскусна. Никакая женщина не снималась тогда в платье без бюстгальтера, с распущенными волосами, обнаженная. Это был новый стиль!»

Наталья Кустинская



Актрису Наталью Кустинскую, которая полюбилась и запомнилась многим ролью в фильме «Три плюс два», называли «русской Брижит Бардо», настолько она была похожа на знаменитую француженку. Ей удалось «засветиться» даже на Западе — в 1960-е годы французский журнал «Кандид» включил Наталью в десятку самых красивых женщин мира. Образ сексуальной блондинки, такой привычный сегодня, тогда был очень смелым и даже вызывающим. Кустинская носила модную челку, делала пышные начесы, очень любила женственные платья и игривые шляпки.

Татьяна Самойлова



После того как Татьяна Самойлова приехала в Канны с фильмом «Летят журавли», ею восхитилась даже европейская публика. Актриса, сыгравшая Анну Каренину, умела одеваться не менее элегантно, чем героиня Толстого. Она всегда делала стрелки на глазах и очень любила пышные платья в стиле new look. Кстати, образ Самойловой однажды вдохновил самого Пабло Пикассо, с которым она была знакома. В одном из интервью актриса вспоминала: «Помню, он постоянно курил и что-то говорил, но я не все понимала. Да это было и не важно! Я просто смотрела на него во все глаза. А он называл меня «русской богиней» и рисовал мой портрет».

Наталья Селезнева



Наталья Селезнева, звезда фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (к слову, тогда для нее шил костюмы еще малоизвестный Вячеслав Зайцев) и ведущая передачи «Кабачок 13 стульев» обожала наряжаться. Ее стиль можно назвать отличным примером моды 60-х — пластиковые украшения, платья бэби-долл, геометрические принты. Однажды Селезнева чуть не потеряла работу из-за своей любви к моде — пришла на съемки программы в коротком платье, за что получила строгий выговор и была на месяц лишена зарплаты!

Людмила Чурсина



Актриса Людмила Чурсина прослыла модницей благодаря своей страсти к лаконичности. «Простота — это и есть хороший вкус», — говорила Чурсина. Интересно, что в 2012 году актриса получила премию от журнала Hello! в номинации «Икона стиля». В одном из интервью Людмила Алексеевна сказала: «Конечно, женщина должна за собой следить. И если ее что-то не устраивает в ее внешности, принимать меры. И главное, чтобы волосы всегда были чистыми и расчесанными».

Нино Такаишвили