История любви, авторство которой приписывают то Братьям Гримм, то Шарлю Перро, легла в основу практически полусотни фильмов, сериалов и мультфильмов, и ее сюжет в различных вариациях по праву может назваться самым экранизированным сценарием всех времен.
Путь Золушки на киноэкране начался еще в XIX столетии – именно тогда вышло первое кино по мотивам популярной сказки. Пятиминутный короткометражный фильм «Золушка», увидевший свет в далеком 1899 году, был снят одним из основоположников мирового кинематографа – французом Жоржем Мельесом и до сих пор представляет интерес как один из первых художественных фильмов в истории человечества. Картина состоит из двадцати сцен и вполне достоверно передает суть сказки, но, в силу некоторых технических ограничений, может быть понятна только тем, кто уже знаком с сюжетом.
Но для советского зрителя первой Золушкой кино стала, конечно, Янина Жеймо, исполнившая главную роль в картине Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро «Золушка». Фильм был снят на Ленинградской киностудии «Ленфильм» в 1947 году и сразу же прочно вошел в список лучших советских кинокартин, завоевав всенародную любовь.
Сценарист Евгений Шварц практически не изменил сюжет сказки, добавив в нее лишь несколько деталей под стать эпохе, например, мороженое на балу и ироничные замечания мачехи в исполнении Фаины Раневской, имеющих прямое отношение к организации советского быта. Интересный факт, связанный с этим фильмом, заключается в том, что на момент съемок исполнительнице роли Золушки Янине Жеймо было 37 лет, но, используя свои внешние данные и высокий голос, ей мастерски удалось создать образ юной девушки на съемочной площадке.
В 1950 году, спустя три года после появления на экранах советской интерпретации любимой сказки, в прокат выходит мультипликационный фильм «Золушка», снятый студией Уолта Диснея, который смело можно назвать самой популярной экранизацией этого сюжета.
Это первый послевоенный полнометражный анимационный фильм Уолта Диснея, от которого зависела дальнейшая судьба всей студии. При производстве мультфильма было задействовано огромное количество как человеческих ресурсов, так и новых технологий, о чем свидетельствует небывалый бюджет картины: 2,9 млн долларов середины прошлого столетия эквивалентны современным 25,8 млн долларов. Ожидания Уолта Диснея сбылись, и картина окупилась с лихвой: уже после первого показа студия заработала 4 млн долларов, а за 64 года существования мультфильм принес студии Дисней около 85 млн. Кстати, именно средства, заработанные на «Золушке», пошли на строительства первого Диснейленда в штате Калифорния в США.
После появления диснеевского мультфильма все мировые киностудии буквально помешались на Золушке: за следующие 30 лет в прокат вышло около десяти различных картин, сюжет которых полностью или частично совпадал с популярной сказкой.
Но для российского зрителя следующая заметная «Золушка» появилась аж в 1973 году, и ею стала вольная интерпретация сказки — фильм «Три орешка для Золушки», снятый ГДР и Чехословакией. За основу фильма режиссер Вацлав Ворличек взял североевропейскую версию сказки, которую иногда еще приписывают Братьям Гримм, — в ней Золушке помогает не фея-крестная, а волшебный орешник, превратившийся в фильме в три волшебных орешка. По сюжету Золушка встречается с Принцем не единожды, а целых три раза – в образе отважного стрелка, очаровательной незнакомки и в свадебном наряде, в котором она подъехала на белоснежной лошади к месту примерки хрустальной туфли. Вот такое нетривиальное видение классики: эмансипированная Золушка, которая своими руками кует свое счастье.
Фильм «Три орешка для Золушки» в некоторых странах Северной Европы до сих пор является самой популярной киноверсией знаменитой сказки. В Германии и Чехии этот фильм традиционно показывают на Рождество вот уже чуть более тридцати лет.
Следующей версией любимой сказки на советском экране стал мультипликационный фильм «Золушка», созданный в 1979 году режиссером Иваном Аксенчуком на студии «Союзмультфильм». Нежный, добрый, этот мультик посмотрело уже не одно поколение советских, а затем российских деток, сделав его настоящей классикой отечественной мультипликации. А песня «Хоть поверьте, хоть проверьте» в исполнении Людмилы Сенчиной делает этот мультик одной из лучших короткометражных музыкальных сказок.
В 1983 году в прокат выходит итало-французский мини-сериал режиссера Роберто Маленотти «Золушка ’80», повествующий о судьбе талантливой девушки Синди, которая в силу некоторых трудностей вынуждена с мачехой и сестрами переехать из Нью-Йорка, где ее отец владеет преуспевающим итальянским рестораном, в Рим.
История любви начинается в аэропорту: именно там Синди знакомится с Мицио, который выглядит как обычный молодой человек, но на самом деле является наследным принцем семьи Герардески. От классической сказки сценарий фильма «Золушка ’80» отличается более сложными характерами: Золушка бывает вспыльчивой, мачеха не только загружает падчерицу работой, но и может помочь решить проблемы с полицией, Принц тоже не идеален – может иногда повышать голос. В общем, фильм в очередной раз доказывает, что история Золушки может существовать в контексте реального времени – европейских 80-х, и именно этим фильм «Золушка ’80»в свое время завоевал миллионы зрительских сердец в Европе и Америке.
Фильм «История вечной любви», появившийся на киноэкранах в 1998 году — очередная американская экранизация знаменитой сказки, отличается от своих предшественников только чуть более необычной интерпретацией и замысловатым сюжетом. Дрю Бэрримор в роли Золушки играет совершенно не типичную для XVI столетия девушку — свободолюбивую смышленую красавицу, способную быстро находить выход из сложных ситуаций. Поэтому неудивительно, что в роли феи-крестной в этой картине выступает… Леонардо да Винчи, ведь у исключительных девушек все должно быть исключительное, и помощники в частности.
«Историю вечной любви» имеет смысл отнести, скорее, к классическим интерпретациям «Золушки», нежели к новаторским, но некая изюминка в фильме все же присутствует, но этим он и интересен.
Не потеряла актуальности сказка про Золушку и в XXI веке, в 2004 году в прокат выходит фильм «История Золушки» с Хилари Дафф в главной роли. Здесь от сказки осталась только форма, а сюжет картины довольно современный: Золушка Сэм мечтает поступить в Принстонский университет, а пока выполняет мелкие поручения мачехи. Но все меняется, когда она знакомится с принцем в Интернете. Вскоре выясняется, что он – ведущий защитник школьной футбольной команды и невероятно популярный молодой человек. Естественно, они встречаются на балу, и, сбегая оттуда, Золушка теряет не хрустальную туфельку, а мобильный телефон. Но все, конечно, заканчивается хеппи-эндом.
Очень добрый и нежный фильм с отличной актерской игрой — роль Золушки, пожалуй, одна из лучших киноролей Хилари. «История Золушки» — отличная романтическая комедия, как нельзя лучше подходит для просмотра с любимым холодными осенними вечерами.
В 2011 году на киноэкраны вышла новая версия популярной сказки – мини-сериал «Золушка» канадского режиссера Кристиана Дюге. Действие картины происходит в послевоенные годы в Италии. Отец Золушки, знаменитый дирижер Валерио де Лука умирает в Риме в 1946 году, оставив единственную и любимую дочь Аврору на попечение мачехи – не просто склочной и завистливой интригантки, а по-настоящему злой женщины, которая не дает падчерице проходу и постоянно ее унижает. Но, как и положено Золушке, Аврора не перестает быть доброй и отзывчивой девушкой, судьба, в конце концов, расставляет все точки над «i», и Золушка находит своего Принца.
Какой же будет следующая Золушка? Мы это узнаем очень скоро: в марте 2015 года в прокат выходит фильм «Золушка» британского режиссера Кеннета Брана, известного своими многочисленными экранизациями пьес Шекспира. Изначально роль главной героини предлагалась Эмме Уотсон, но впоследствии Золушкой решили сделать звезду сериала «Аббатство Даунтон» Лили Джеймс. Что ж, пока о фильме известно немногое, но, учитывая то, что картина снимается на студии Уолта Диснея, можно быть уверенным: это настоящая волшебная сказка.