В 2010 году, на закате «Доктора Хауса», BBC запустило смелый мини-сериал о современных Холмсе и Ватсоне, породив утомительную моду на переосмысления Конан Дойля, дошедшую даже до отечественного телевидения. Камбербэтч проснулся знаменитым и получил возможность вволю изображать смаугов, ханов и прочих ассанжей, а руководитель сериала Стивен Моффат из продюсера и сценариста «Доктора Кто» превратился в британского гуру или кого-то вроде него.

Однако ровно два года назад в финале второго сезона Шерлок Холмс продемонстрировал падение с «рейхенбахского водопада», от души размазавшись по асфальту. Сцена была снята и смонтирована так, будто никакого трюка в самоубийстве не было, поэтому получилось убедительнее некуда. Холмса, конечно, сразу вернули в кадр целым и невредимым, но как герою удалось выжить, так и оставалось большой загадкой эти годы.

И загадкой останется. Моффат, явно начитавшись форумов и наслушавшись отзывов, решил, что «так не доставайся же ты никому».

Возможно, когда-нибудь он всё-таки придумает объяснение и расскажет людям, но это случится как минимум в четвёртом сезоне, учитывая наглый финал третьего. Только не сейчас. Сейчас все должны остыть, перестать строить теории и приготовиться к тому, что теперь в «Шерлоке», как и в «Докторе Кто», возможно что угодно. «Как вы это сделали, Холмс?» — спросит как-нибудь Ватсон. А Холмс ответит: «Так вам и скажи». Если однажды, как в одном фанатском ролике, перед окном Шерлока приземлится Тардис, никто уже не будет удивлён — все будут морально готовы.

Для этого Моффат провёл череду мощных ударов по зрителю, сначала выбив из него дух, потом заставив смеяться, а под конец — почти рыдать.

Первая серия отдана безбожному троллингу пополам с фансервисом, где детективная линия — нечто необязательное, вроде диагностики в последних сезонах того же «Хауса». Стебутся и над фанатами, зачитывая и проигрывая вслух самые изобретательные теории о выживании Шерлока. Стебутся и над Ватсоном, которому вернули каноничные усы. Безликие манекенщицы заботливо бросают вслед «С возвращением, мистер Холмс!», Лейстрейд рыдает на плече сыщика, а сам Шерлок нежно целуется с Мориарти. В общем, когда герои в погоне за преступником заходят в тупик, уже наплевать, как они выкрутятся — может, все умрут и выживут снова, может, какой-нибудь другой монтажный фокус.

Вторая серия — уже сладкий пряник. Акценты окончательно смещаются на персонажей, весь детектив — в последних десяти минутах, а остальное время все шутят, кривляются, целуются, Мартин Фриман в кадре женится на своей реальной жене, а Шерлок сорок минут зачитывает речь шафера, переходя от одной охренительной истории к другой. По концентрации фансервиса с этой серией может сравниться разве что такая штука как «День Доктора». Что происходит в кадре, уже мало кого волнует, зато Камбербэтч такой няшка, а какой Фриман, какой Лестрейд — мимими. И, зараза, действительно смешно.

Наконец, третья серия — внезапное и желанное возвращение к классическому «Шерлоку», с минимумом шуток для понимающих и поразительной свежестью прочтения (в данном случае — «Короля шантажа»). Конан Дойль, правда, продолжает переворачиваться в гробу, но ладно. Что поделать, если действие захватывает, если вместо стёба и клоунады — остросюжетный, непредсказуемый детектив, полный сумасшествия и серьёзных щей.

В итоге относиться однозначно к третьему сезону могут только пропащие фанаты, которые в любом случае найдут причину любить и хвалить моффатовские выверты. Применительно к нормальным людям это была отличная встряска, не более. Для трёх эпизодов, пусть полуторачасовых и очень ярких, здесь слишком много танцев вокруг поклонников, слишком много самолюбования… и слишком мало сюжета. Шерлок вернулся, привёл всех в чувство — и наступили титры.

Автор: Гоша Берлинский