В прокат вышли две программы, в которых собраны номинанты и победители премии «Оскар» прошлого года в номинациях короткометражных фильмов — игровой и мультипликационной. Программы дополнены двумя картинами, получившими награды ранее.

Название программ «Oscar Shorts» — попытка сыграть на популярности сразу двух брендов. Во-первых, «Оскар» и даже номинация на него, как ни относись к премии, это уже рекомендация для многих потенциальных зрителей. Слово же shorts, означающее в данном случае короткометражки, фигурирует и в названии популярных подборок «Future Shorts», показами которых в России занимаются те же люди. «Газета.Ru» рассказывает, что за фильмы можно будет увидеть на большом экране.

Программа «Oscar Shorts 2013. Фильмы»

Из пяти прошлогодних претендентов на «Оскара» в номинации «Лучший короткометражный фильм» в программу вошли только три — два фильма («Асад» про сомалийского подростка в хаосе войн и «Мальчики – бузкаши» про мечты двух афганских мальчуганов в трущобах послевоенного Афганистана) были заменены победителями 2010 и 2011 годов.

«Смерть одной тени»
реж. Том Ван Авермат (Бельгия, Франция)

Одетый в армейское пальто времен Первой мировой герой бродит по мостовым с причудливым фотоаппаратом в руках: если навести его на тень, в видоискателе появится отбрасывающий ее человек. Например, мужчина, которого в 1983 году насмерть забивает подкравшийся в переулке неофашист. Запечатленные в момент гибели людей тени (к ним прилагаются имена, даты и обстоятельства гибели) фотограф сдает неприятному коллекционеру: лысый, в круглых черных очках и в черном же пальто — типичный маньяк из Третьего рейха.

Франко-бельгийский фильм должен понравиться поклонникам «Господина Никто» Жако ван Дормаля, другого бельгийца с похожими наклонностями, и служит наглядным примером популярности дешевой метафизики. Здесь коллекционер теней уподобляется теоретику современного искусства: в работе убийцы-новичка отмечает «сильную композицию, великолепное сочетание страха и страдания, страсти и формы, энергию», жалуется на отсутствие экспрессии в тихой смерти от старости. Режиссер же выдает картинку словно школьник из хорошей семьи, который впервые познает инстаграм, — красит кадр в сепию, обрамляет виньеточными рамками.

«Новые жильцы»
реж. Йоахим Бак (США, Дания)

В большую квартиру недавно въехали двое мужчин, коротающих время за семейными перебранками. Сначала к ним заявляется соседка попросить муки и сообщить о том, что предыдущий жилец был застрелен, затем в квартиру по цепочке тянутся люди, к убийству причастные, и количество трупов стремительно растет.

Лауреат премии «Оскар» 2010 года — пособие для начинающих драматургов и режиссеров, которые хотели бы в пределах замкнутого пространства столкнуть кучу персонажей, каждый из которых превращал бы и без того странную историю во все более безумную: с трупами, неверными женами, смертельно опасными пирожками.

«Анри»
реж. Ян Ингленд (Канада)

Старик-пианист знакомится в кафе с женщиной, рассказывает ей про свою жену-скрипачку и пошедшую по их стопам дочь, а затем становится жертвой загадочных людей, не дающих ему вернуться к любимой супруге. Попытки найти ее довольно быстро превращаются в дурной сон и выдают истинную природу происходящего.

Слезоточивая драма про альцгеймер набором персонажей и ситуацией напоминает короткую версию «Любви» Михаэля Ханеке, тем более что и актеры здесь говорят на французском. Но на фоне Ханеке, холодного исследователя человеческой натуры, режиссер Ингленд выглядит бесхитростным и сентиментальным простаком, что может расположить к нему зрителей, предпочитающих слезы умиления мукам антропологии старости и смерти.

«Бог любви»
реж. Люк Матени (США)

Кудрявый исполнитель душевных песен и гений игры в дартс Рэймонд (его играет сам режиссер) мечтает завоевать сердце барабанщицы Келли, та не сводит глаз с гитариста Фоззи, который, в свою очередь, полностью игнорирует влюбленную в него девушку, ведь Рэймонд его лучший друг. Ситуация меняется, когда в ответ на молитвы Рэймонд получает коробку дротиков любви от некоей Ассоциации Олимпийцев.

Победитель премии «Оскар» 2011 года. Картину сначала не приняли в программу фестиваля «Санденс», зато потом она стала хитом, а режиссер — героем церемонии вручения «Оскаров». Выпускник школы искусств Tisch Нью-Йоркского университета, псевдоироничный хипстер, любитель джаза, поживший в Париже, который снял псевдоироничное кино про себя, Матени и его фильм воплощают все самое приторно слащавое, что может ассоциироваться с Нью-Йорком.

«Сейчас или никогда»
реж. Шон Кристенсен (США)

Только герой вскрыл себе вены и залил ванную кровью, как позвонила сестра и попросила посидеть с дочкой — дело неотложное, других вариантов нет, приходится отложить самоубийство. Впереди поход в боулинг и разговоры за жизнь с не по годам смышленой племянницей, которая родного дядю до того и не видела.

Победитель премии «Оскар» 2013 года. Сюжет не слишком оригинальный, концовка ожидает гуманистическая, но сделано талантливо. И разговоры написаны бойко: «Выглядишь паршиво, витамины принимаешь?» — «Я наркотики принимаю». — «Наркотики — это не витамины». — «Я знаю». И девочка — новая Джодель Ферланд образца «Страны приливов». И режиссер справляется с историей и самим собой в главной роли на крепкую «четверку».

Программа «Oscar Shorts 2013. Мультфильмы»

На приз за лучший анимационный короткометражный фильм претендовали в прошлом году как мультфильмы больших игроков в лице студии Disney и создателей «Симпсонов», так и эксперименты тех, кто завтра окажется в числе главных мультипликаторов планеты. В программу вошли все пять номинантов, включая победителя, плюс три названия, которыми составители дополнили программу на свой вкус.

«Бумажный роман»
Реж. Джон Карс (США)

Главный триумфатор года — черно-белый мультфильм про робкого клерка, который влюбляется в прекрасную незнакомку. Студия Disney не получала наград киноакадемии за короткометражную анимацию аж с 1969 года, но лирико-ностальгическая картина, в которой размываются границы между 3D и 2D мирами, была обречена на успех.

«Свежий гуакамоле»
Реж. Адам Песапейн (США)

В технике стоп-моушен традиционное блюдо готовится из самых неподходящих для приема в пищу предметов.

«Вверх тормашками»
Реж. Тимоти Рекарт (Великобритания)

В пластилиновой мелодраме нарушенная в пределах квартиры гравитация становится метафорой для отстранения между двумя пожилыми супругами.

«Адам и его собака»
Реж. Минью Ли (США)

Библейские события обретают новую интерпретацию, когда о них рассказывают с точки зрения пса.

«Абиогенезис»
Реж. Ричард Манс (Новая Зеландия)

Возникновение жизни становится материалом для зарисовки в технике трехмерной компьютерной графики: на необитаемую планету прилетают объекты, меняющие собственную форму и окружающую среду. Номинация Эдинбургского международного кинофестиваля, фильм не номинировался на «Оскар».

«В брызги!»
Реж. Лео Верьер (Франция)

Настоящий художественный гурман в буквальном смысле поглощает содержание художественных полотен. Спецприз фестиваля «Крок», призы фестивалей в Сиджесе, Варшаве, Нэшвилле, Кливленде и фестиваля Anima Mundi в Сан-Паоло, не номинировался на «Оскар».

«Дочурка Груффало»
Реж. Уве Хейдсшоттер, Йоханнес Вейланд (Великобритания, Германия)

В продолжении мультфильма «Груффало» маленькая дочь лесного чудища, которым иные стращают маленьких детей, сама наслушалась папиных рассказов, но не испугалась, а творчески их переосмыслила. Приз фестиваля европейских анимационных фильмов в Кечкемете, не номинировался на «Оскар».

«Мучительная продлёнка Мэгги Симпсон»
Реж. Дэвид Силверман (США)

Обратить внимание на мультсериал, давно ставший важным культурным явлением, киноакадемиков заставила младшая в семействе Симпсонов.