К побережью океана выбегают дети. Светлый паренек лет 12 вдруг останавливается, всматриваясь в бескрайние сине-зеленые водные дали. Волны с каким-то вселенским величием шумно бьются о скалы, камера пролетает над водой и ныряет вглубь. Следующие 100 минут она еще несколько раз поднимется над водой, чтобы затем снова упасть на морское дно, где страсти кипят такие же нешуточные, что и в человеческих мегаполисах.
«В мире животных» с невиданным размахом
Тайны морских пучин, знакомые еще с «В мире животных», тут приобретают совершенно новый масштаб: морские коровы, исполинские киты, стаи светящихся медуз или косяки рыб в «Океанах» выглядят так, словно их на компьютере рисовала армия Джеймса Кэмерона, создавая еще одну вселенную «Аватара». Однако подлинное восхищение приходит, когда одергиваешь себя, закормленного рисованной живностью, и понимаешь, что именно так, по-фантастически удивительно, устроен Мировой океан. Менее ординарные слова подобрать сложно, поскольку это именно фантастически удивительно.
Фильм создан командой 69-летнего французского продюсера Жака Перрена, он же офицер Ордена Почетного легиона, который уже поражал мир фильмами «Микрокосм» (1996) и «Птицы» (2001). В «Океанах» же Перрен вместе с коллегой, режиссером Жаком Клюзо, размахнулся до невиданных ранее масштабов. Сделанные в копродукции с Disney «Океаны» обошлись в $80 млн, что делает фильм, пожалуй, самым дорогим документальным фильмом в истории.
Мировые сборы тоже нехарактерны для документалистики— почти $78 млн. Съемки фильма заняли более четырех лет, за это время команды с 15 операторами отсняли более 500 часов, останавливаясь в полусотне различных уголков планеты, засняв миры всех четырех океанов. В России фильм с комментариями Олега Басилашвили выходит в прокат с опозданием на полтора года: мировая премьера состоялась в апреле 2009 года.
Жак Перрен
Родился в 1941 году в семье режиссера и актрисы и с детства вращался в театральных кругах. Вопрос самоопределения не стоял, поэтому Перрен поступил в парижскую Национальную академию драматического искусства и начал сниматься. Сыграв почти 30 ролей в кино, в конце 1960-х Перрен основывает собственную кинокомпанию Reggane Films и начинает заниматься продюсерской деятельностью, не оставив актерскую карьеру. На сегодня в послужном списке Перрена более 120 ролей в кино. Из последних работ, знакомых нашему зрителю, стоит отметить фильм «Хористы», номинированный в 2004 году на премию «Оскар»— там Перрен играл пожилого дирижера, предающегося воспоминаниям о своем детстве «трудного» мальчишки. Как продюсер Перрен прежде всего известен как создатель документальных хитов «Микрокосм», «Птицы» и теперь еще «Океаны».
Случай с крабом
В каждом океане съемочная группа погружалась на дно, снимая, в принципе, знакомых персонажей, но делала это с каким-то маниакальным упорством. Искусственно подсвечивая дно, операторы-подводники часами следили за муренами, гигантскими креветками и прочими морскими гадами с отливами всех цветов радуги. В фильме иногда попадаются типично бытовые сцены, показывающие естественный отбор в действии.
Проголодавшийся краб подкрадывается клешнями к креветке, вычищающей свою раковину, та бросается песком и ныряет обратно. Краб ждет— голод не тетка— и тут его еда вдруг набрасывается на него и после короткой потасовки отрывает ему клешню. Затем ликующая креветка добавляет контуженному крабу победный апперкот и снова скрывается в своем жилище.
Есть менее забавные эпизоды, возвращающие нас к правилу дикой природы о том, что выживание здесь обусловлено силой и везением. Вот вылупившиеся черепашки ползут по песчаному берегу навстречу воде, а сверху на них пикируют пернатые хищники— уплыть удается немногим.
Привет «Гринпису»
В остальном же «Океаны» показывают куда более величественные кадры. Разумеется, равных тут нет китам, кашалотам и гигантским касаткам, которые, подобно атомным подводным лодкам, бесшумно проплывают под носом у оператора.
Ближе к концу фильма Перрен и Клюзо аккуратно, в паре «гринписовских» эпизодов, дают понять, что кроме хищных птиц, кормящихся дарами моря, у обитателей мирового океана есть более молодой, но очень настырный враг, убивающий не столько по нужде, сколько с жира.
Кадр с убийством кита сменяет менее кровавый, но не менее грустный эпизод, как у нефтяной вышки морской лев наворачивает по дну круги вокруг коляски из супермаркета. Не считая прогулки по зоологическому музею с вымершими, в том числе и по вине человека, видами, эти кадры лишь то немногое, что заставляет отвлечься от самобытности дна океанов. В противном случае это был бы уже фильм о другом.
Александр Зубков