Источник (комплект из 2 книг)

Айн Рэнд

Издательство «Альпина Паблишерз», 2010 г.

Люди мыслят образами - они запоминают живые и притягательные картины лучше, чем абстрактные идеи. Вот почему люди всегда будут ценить искусство, создающее яркие и убедительные изображения героев, жизнь и борьба которых находит отклик в нашей душе. Таких, как персонажи романа «Источник».

Главный герой книги, архитектор Говард Рорк - воплощение гения, независимого мышления и цельности. Рорк творит, черпая из внутреннего источника идей и вдохновения. Против него - консервативное общество, приверженцы традиций. Люди, которые из страха гасят свою творческую искру и обрекают себя на прозябание. Но на его стороне, как и на стороне любого настоящего гения - правда жизни.

«Я хочу быть архитектором, а не археологом», - заявляет Рорк в самом начале романа. Именно поэтому он отказывается следовать «классическим» канонам. «Каждая форма имеет собственный смысл, а каждый человек сам находит для себя смысл, форму и назначение. Почему так важно, что сделали остальные? Почему освящается простой факт подражательства? Почему прав кто угодно, только не ты сам? Почему истину заменяют мнением большинства?» «Здание живое, оно как человек. Его целостность в том, чтобы следовать собственной правде, собственной теме и служить собственной и единственной цели».

Не удивительно, что герою приходится преодолеть множество испытаний. Большую часть романа, Рорк мужественно сносит удары судьбы и часто остается без гроша в кармане. Но он всегда сохраняет чувство собственного достоинства, спокойную уверенность и внутреннюю свободу - качества, неведомые людям, которые принимают жизнь из вторых рук.

Рорк - ярко выраженный индивидуалист, но его нельзя назвать одиноким. Он притягивает родственных по духу и творческому складу людей, пусть даже их немного: наставник Рорка Генри Камерон, скульптор Стивен Мэллори, и даже простой рабочий Майк Доннеган. Но основное внимание в романе уделено антагонистам Рорка.

Питер Китинг не любит архитектуру и не имеет к ней склонностей. Трусливый, двуличный, постоянно колеблющийся и никогда не уверенный в себе человек. Путем интриг, заискивания и лести он становится партнером в ведущем архитектурном бюро и находит выгодные контракты. Однако, он постоянно вынужден обращаться за советами и помощью к Рорку, признавая интеллектуальное превосходство ненавистного ему человека.

Эллсворт Тухи - идеолог посредственности, полная противоположность Рорка. Литератор, гуманист, филантроп и социалист, при этом - человек с поистине дьявольской хитростью. Ниспровергатель талантов, убежденный сторонник всего мелкого и слабого. По мнению Тухи, высшие человеческие добродетели - это сознание собственной ничтожности и мольба о прощении. Тухи задается целью разрушить карьеру Рорка и почти добивается успеха.

Особняком стоят такие персонажи романа, как Гейл Винанд и Доминик Франкон. Винанд - газетный магнат, сложная и противоречивая личность, почти равная Рорку. Но он использует свой талант не для творчества, а для манипуляции обществом. Попытка пойти наперекор общественному мнению обходится ему слишком дорого - он теряет все, что когда-либо ценил.

Доминик Франкон и Рорка связывают романтические отношения. Доминик понимает масштаб его личности и таланта, но приходит к выводу, что мир не заслуживает таких людей - и поэтому сознательно и целенаправленно причиняет Рорку боль.

Защищая свое творчество от посягательств, Рорк совершает экстравагантный поступок и предстает перед судом. Он произносит яркую речь в защиту творческой свободы, и присяжные полностью оправдывают его.

В своем выступлении, Рорк противопоставляет людей-творцов и людей-паразитов:

«Есть только два способа выжить – живя своим умом или паразитируя на уме других. Творец творит. Паразит все получает из вторых рук».

«Главная забота паразита – облегчить связь с другими людьми, чтобы кормиться самому. Он ставит связи и отношения на первое место. И провозглашает, что человек живет для других. Он проповедует альтруизм».

«Людям внушили, что высшая добродетель – не созидать, а отдавать. Но нельзя отдать то, что не создано. Созидание предшествует распределению, иначе нечего будет распределять».

«Людей учили, что соглашаться с другими – добродетель. Но творец не согласен. Людей учили, что добродетельно плыть по течению. Но творец идет против течения. Людям внушали, что добродетельно держаться вместе. Но творец держится в одиночестве».

Хотя все обстоятельства были против, Рорк одержал убедительную победу. История его борьбы и триумфа вдохновляет верить, что уникальные способности нашей души также приведут нас к успеху - если мы останемся верными себе и не покоримся диктату посредственности.

Есть предположение, что прототипом героя романа послужил известный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Сам Райт отвергал эту идею, хотя был знаком с Айн Рэнд.

Работая над романом, Айн Рэнд основательно изучала архитектуру и даже работала какое-то время в архитектурном бюро.

Роман был опубликован в 1943 году и стал первым коммерчески успешным произведением Рэнд. Книга до сих пор пользуется стабильным спросом: к 2008 году было продано более 6,5 миллионов экземпляров.

В 1949 году, по «Источнику» сняли одноименный фильм (доступен на русском языке). Главную роль в нем сыграл Гари Купер, а консультантом был уже упомянутый Фрэнк Ллойд Райт.

«Источник» - великий роман о великом человеке. Он не оставит равнодушным читателей, которые стремятся к самореализации и ценят качества, воплощенные в Рорке.