Eminem - Relapse

Жанр: рэп.

Дата выпуска: 15 мая 2009 г.

Длительность: 76 минуты.

Продюсер: Dr. Dre, Eminem, Mark Batson, Doc Ish.

Трэк-лист:

1. "Dr. West" (skit) - 1:29 2. "3 a.m." - 5:19 3. "My Mom" - 5:20 4. "Insane" - 3:01 5. "Bagpipes from Baghdad" - 4:43 6. "Hello" - 4:08 7. "Tonya" (skit) - 0:43 8. "Same Song & Dance" - 4:08 9. "We Made You" - 4:30 10. "Medicine Ball" - 3:57 11. "Paul" (skit) - 0:19 12. "Stay Wide Awake" - 5:20 13. "Old Time's Sake" (feat. Dr. Dre) - 4:35 14. "Must Be the Ganja" - 4:03 15. "Mr. Mathers" (skit) - 0:42 16. "Deja Vu" - 4:43 17. "Beautiful" - 6:32 18. "Crack a Bottle" (feat. Dr. Dre, 50 Cent) - 4:58 19. "Steve Berman" (skit) - 1:29 20. "Underground" - 6:11

Даже не знаю, я хотел задвинуть пафосную статью о том, как он крут (и альбом, и рэпер). Но я немного "протрезвел", первое прекрасное впечатление от альбома уже осталось позади и я уже более хладнокровно воспринимаю это творение. Статью я полностью написал ещё несколько дней назад, но вовремя понял, что получилась полная фигня, жутко пафосная причём, поэтому пришлось её серьёзно переработать.

Ближе к делу. Альбом мне понравился.

Причины:

1) Мне очень нравилось творчество Эминема больше 5 лет назад. Его музыка внушала оптимизм, настраивала "по-боевому". Слушая его мощные и сильные характером песни было проще преодолевать какие-то психологические и жизненные сложности.

2) Он полностью сохранил свой стиль. Да, не показал ничего нового, но и не пошёл на поводу деградирующего рэпа, а просто сделал то же самое, что делал в прошлые годы.

3) Если альбом понять правильно, то вообще он о вреде наркотиков. У него за эти годы были проблемы с алкоголем и не самыми тяжёлыми наркотиками, но как можно понять, он их преодолел. Не знаю, как, кто относится к наркоте, но я считаю, что правильнее - негативно об этом высказываться, чем позитивно. Но, возможно, многие поймут альбом с точностью до наоборот.

4) Можно было не ставить номера. Но важно заметить одно, по качеству музыки этот альбом ничем не уступает предыдущим. По лирике, возможно, даже превосходит. Но матов и пошлятины, как всегда, очень много.

О сюжете альбома. У альбома есть, какой-никакой сюжет. Начинается вроде как с того, что Эминем выписывается из реабилитационной клиники, но как оказалось, это ему снился очередной кошмар. Потом он начинает маньячиствовать и убивать всех кого ни попадя, причём у него происходят явные провалы в памяти. (Это наглядно показано в клипе на песню "3 a.m.".)

Это конечно не концептуальный альбом, по крайней мере, насколько это бывает возможно в рок музыке. Но тут явно прослеживается основная тема реабилитации, возвращения к музыке, простоя, который длился несколько лет. Забавно было, что он прямо так и начал песню "My mom": "Я знаю, вы наверно уже устали слушать про мою маму, но короче это история о том, как я подсел на валиум:". И, правда, поднадоели эти, одно да потому, истории, он это знает, но, по сути, о чём ему рассказывать?

Лучше уж про это, чем про то, о чём "поют" всякие клубные Р'нБ и "чёрные" рэперы: о том, как парень из гетто стал богачом, и у него теперь куча тачек, он весь в золотых цепях и все тёлки - его. Это старый добрый "белый" депрессивно-пошлый Эминем, который идёт по своему, особому пути.

Рэп испортился. Если он зародился в "чёрных" кварталах в 1970-х годах, и это было самовыражением парней оттуда и в своём речитативе афроамериканцы из бедных кварталов рассказывали о непростой жизни, то сейчас всякие гомосексуальные "белые" мальчики из богатых семей рассказывают о своей успешности таким же образом. По крайней мере, именно это можно увидеть по ТВ. Известные "чёрные" рэперы, такие как DMX, говорят сами, что нынешний rap - crap.

Эминем, прогремел в 1999 году и стал аномалией. Он был парнем из "чёрного" Детройта. Он вырос в таком окружении, и он перенял их видение музыки, их стиль и создал что-то новое. Новое и только своё, ибо те, кто стали делать то же, что и Эминем, стали просто подражалами и внести что-то новое в это уже не представлялось возможным. В России парни ходят в солярии (как и девушки, надо сказать, на мой взгляд - омерзительная "мода" делать это), превращаются в "шоколадных зайчиков" типа Тимати, "поют" такую же бессмысленную фигню, как их настоящие "чёрные братья" из Америки и гордятся собой. Ну не бред ли, что Snoop Dogg поёт с Тимати, это даже комментировать не хочется, хотя понять всё можно, конечно. Что у них общего? Только деньги, я больше ничего не вижу.

Эминем всегда был "белым" парнем, ему не нужно было менять цвет кожи. С каждым его новым альбомом он просто продолжает то, что начал ещё в первом. Вообще, чувствуется, что он честный и старается быть нормальным человеком, несмотря на весь шум, вокруг его имени. Я писал про рокера Криса Корнелла ставшего попсой - это не лучшая перемена. Эминем не изменил себе, это и радует, годы прошли, а ты видишь, что человек вырос, но не "испортился". Стал более серьёзным, взрослым, в его лирике больше философии. У него есть принципы, у него есть разумное своё мнение, свои взгляды на жизнь. Он гнёт свою линию и не проигрывает в этом.

Следует заметить ещё две вещи.

1) Только на двух песнях с альбома можно услышать других рэперов: в "Old Time's Sake" - Dr. Dre и в "Crack a Bottle" - Dr. Dre и 50 Cent. Эминем справляется без посторонних, это очень личный альбом. К примеру, на предыдущем альбоме Encore (2004 год) было 4 песни с посторонними.

2) Только в двух песнях Эминем участвует в продюсировании (создании музыкального оформления песни): в штатной "комедии" - "We Made You" (при участии Dr. Dre, Doc Ish), и в самой длинной песне альбома, личной, спокойной и очень красивой песне - "Beautiful" (её он сделал в одиночку, там, конечно, используется сэмпл одной рок песни, но общий итог - песня "Beautiful" и это бриллиант рэп-музыки).

Кто-то всегда скажет: "Эминем уже не тот!". Ну что это значит? Когда я слушал этот альбом, я себя поймал как раз на мысли, что этот альбом дико вторичен. Эминем тот же что и раньше и просто рассказывает о том, что он делал 5 лет (или не делал) и к чему пришёл сейчас. Все свои "фишки", которые люди помнят по старым альбомам, он так же сделал и здесь, нет ничего нового, но есть всё лучшее от прошлых альбомов. Если нравились они, этот не может, не понравится.

Какой-то умник всегда скажет: "Эминем - позавчерашний герой, явно сейчас находящийся в глубоком творческом кризисе!". Пусть говорит. А мне, например, кажется, что он сейчас как раз на подъёме и процветает. И этот альбом будут как обычно покупать безумными тиражами. Конечно, поменьше чем раньше; первое - всегда более необычное, а то, что второе, третье и т.д. - всегда в какой-то степени вторичное. От этого никуда не деться. Эминем продолжает занимать свою персональную нишу и просто делает то, что он умеет делать. И надо сказать, у него это прекрасно получается. Он серьёзно повлиял на целое поколение. Повлиял по-разному, но это уже зависело от особенностей каждого человека в отдельности.

Кстати, нужно сказать, что к концу года он выпустит продолжение альбома (Relapse 2, но может название в итоге будет другим). Как я понял, записывалось всё вместе и было заявление, что первая часть - только "разминка", а все лучшие вещи будут на втором альбоме. Если это правда, то "разминка" получилась чересчур самодостаточной. Будем надеяться, что Эминем достойно будет продолжать свой жизненный и творческий путь, у него есть всё для этого.