Узнав, что византийскую императрицу Феодору считают святой, я изумилась. Нет, дело не в том, что она начинала, как проститутка. Такова была судьба многих девочек, лишенных удачи родиться в обеспеченных семьях. Феодора была политиком, врала и подставляла подножки противникам, способствовала чужому блуду. Разве эта страстная, хитрая, волевая любительница роскоши и радостей секса соответствует образу святой?

К счастью, о жизни византийского двора в VI веке не снят сериал. Почему «к счастью»? Потому что законы драматургии требуют заострения конфликта, нарастания перипетии, вызова эмпатии через жалость и очень часто, увы, исключают абсурд, которого полно в жизни.

Например, когда великий полководец Велизарий воевал в Африке, он удивил войско тем, что запретил ему насиловать местных женщин. Одержав победу он, конечно, вожжи отпустил. И непобедимые воины, перебрав разбоя и вина, погрузились в такое состояние, что легко стали бы добычей врага, который был неподалеку, но не догадался отправить к ним хоть одного разведчика.

Когда теоретики модернизма говорят об абсурде, как об адекватном отклике на уникальную реальность ХХ века, они обнажают свою девственность в вопросах истории. Газовые атаки, атомные бомбы и мировые войны - это явления, которые зачинаются по воле людей. А вот чума, которой, кстати, переболел муж Феодоры император Юстиниан - это настоящий абсурд. Оставались здоровыми врачи и могильщики, но гибли дети и крепкие мужчины.

Переживший эпидемию обретал себя в мире, где отсутствовала треть привычных ему людей, а на столичных улицах стояла пугающая тишина. Но заметьте, что мозаичисты не начали выкладывать смальтой детские каляки или прыгать у храмов голыми, лая на окружающих.

Так вот, Юстиниан переболел чумой, оставаясь великим политиком, но постарел, когда умерла Феодора.



Даже те придворные, которые не любили влиятельную императрицу, не могли не заметить, что вдовец стал нелюдимым, грубым, начал засыпать за рабочим столом и забывать важные вещи.

Перед свадьбой будущий наследник престола сделал бывшую комическую актрису очень богатой и, соответственно, полностью финансово независимой. Именно Феодора была его хитростью, светским блеском, его тщеславием. Она, конечно, не отказалась бы прослыть праведницей.

Известно, что она заточила 500 проституток в монастырь Раскаяния, прямо со стен которого некоторые из них от унылой новой жизни и сбросились. Феодора убила дочь Теодориха Амаласунту, испугавшись, что муж может уйти к ней. И именно она удержала от побега струсившего во время восстания «Ника» императора и заставила его выиграть.

Юстиниан полюбил нужную ему женщину. Если бы он выбрал святую, то прожил бы совсем другую жизнь.

Мария Санти