Нет никого, кто бы усомнился в том, что она была великой балериной. Так в чем же уникальность ее дарования

Эта женщина стала символом русского балета. Это имя знали по всей планете. Она занималась в классе у самой Вагановой (Агриппина Яковлевна наградила ее прозвищем «рыжая ворона» за то, что невнимательно слушала комбинации), танцевала еще перед Сталиным, на которого «интуитивно боялась поднять глаза», работала с лучшими хореографами мира. Майя Михайловна опередила свое время не только в творчестве. В мыслях, в чувствах. Это ведь и про нее в том числе было сказано «В области балета впереди планеты всей».

СТРАСТЬ

В то время — а это был золотой век русского балета — танцовщиц с такими данными (бесспорно отличными!) было немало. Майя Михайловна брала страстью. Только она танцевала на разрыв аорты. Ее Китри в «Дон Кихоте» буквально высекала искры на сцене! Это и сейчас видно по старым пленкам. Посмотрите сколько страсти, азарта! Про такое говорят: в омут головой.

У ВАС В РУКАХ КОСТИ ЕСТЬ

Совсем другое дело - «Умирающий лебедь». Трепетно, трогательно и как-то... инопланетно. Иностранцы после представления подходили к Плисецкой и трогали предплечья. Не верили что в ее руках есть кости. Ведь буквально несколько минут назад эти руки были крыльями!

"ПРЕДАТЕЛЬНИЦА КЛАССИКИ"

Настоящим балетным прорывом стал спектакль «Кармен-сюита». Поставил его великий кубинец Альберто Алонсо. Получилось так смело, что публика на первом спектакле не очень-то и поняла. Ведь ждали чего-то в стиле «Дон Кихота» - красивые пачки, веселые танцы... А тут разговор о свободе, любви, о власти. Министр культуры Фурцева второй спектакль запретила. Спас балет муж Майи Михайловны — Родион Щедрин. Сообщил Екатерине Алексеевне, что в Доме композиторов заказан банкет и все оповещены, и аванс внесен. «Голос Америки» все раструбит!». Фурцеву проняло. «Поддержки убрать, любовное адажио сократить, поменять костюмы. Майя, наденьте юбку! Прикройте голые ляжки. Это сцена Большого!» Финал любовного адажио Плисецкая сотоварищи показали лишь через несколько лет. Уже после того, как «Кармен-сюита» съездила на гастроли в Англию. Но каких сил это стоило! За «Кармен» Фурцева назвала Плисецкую «предательницей классического балета».

"БОЛЕРО" - НОВАЯ ХОРЕОГРАФИЯ

Майе Михайловне страшно хотелось развиваться, осваивать новую хореографическую лексику. Она по сути была новатором. В 1974 году она написала письмо Морису Бежару: «Хочу танцевать ваше «Болеро»… Ответ не пришел. Но через год с Плисецкой связались представители парижской фирмы и предложили сняться в Брюсселе в бежаровском «Болеро». Готовить эту партию с ней брался сам Морис!

Оказалось, выучить все 16 эпизодов балета — каторга. Лексика непривычная для тела классической балерины. А еще дьявольская выдумка хореографа, намешавшего в «Болеро» кажется все! Майя решила ехать домой: «не могу выучить». Бежар предложил выход. Встал в конце зала в белом свитере, ассистент подсвечивал его карманным фонариком и маэстро словно семафор подсказывал балерине названия фигур. «Краб», «Кошка», «Желудок»… Майя не запуталась. «Суфлер» отлично знал балет.

Майя и кино

Все, конечно, помнят, как замечательно Плисецкая сыграла в фильме «Анна Каренина» княгиню Бетси Тверскую. А еще она была первой женщиной, которой предлагали сняться в кино с голой грудью. Режиссер Вера Строева снимала «Хованщину» и мечтала видеть балерину топлес в «красивом розовом свете». Но прима отказалась. Сексуальная революция провалилась.

Лениться необходимо!

Однажды Майя Михайловна вспоминала свою работу с французским хореографом Бежаром.

- Майя, вы всегда так ленитесь или только со мной?

- Мне главное запомнить текст, потом я прибавлю.

- Странная русская школа...

- Что ж тут странного? Хочу танцевать до ста лет.

- А если не лениться?

- Больше сорока не протянешь…

ФАКТ!

- До апреля 1959 года балерина была невыездной. Её не брали заграницу. Первой серьезной поездкой стали гастроли в Индию.

- Майя Плисецкая станцевала «Лебединое озеро» более 800 раз!

- Костюмы к балетам «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» делал для нее Пьер Карден. Но в программке его имя не указали.

- Плисецкая славилась своим острым языком. Немало её выражений ушло в народ. Ну вот хотя бы это: «Музыка ей не мешала». Сказано было про танцовщицу совершенно не обращавшую внимания на аккомпанемент.

- Со своим мужем Майя познакомилась 25 октября 1955 года в гостях у Бриков. О чем имеется дневниковая запись. 2 октября 1958 года Родион Щедрин и Майя Плисецкая поженились.

- Гонорар Плисецкой за спектакль в Америке в 1959-м году — 40 долларов. Позже, когда Майя танцевала в США «Даму с собачкой», американской псине, участвовавшей в спектакле платили 700…