«С огромной печалью я и мои братья объявляем, что Кирк Дуглас оставил нас в возрасте 103 лет. Для всего мира он был легендой, актером из золотой эры кино, гуманистом, чья приверженность идеалам справедливости показала нам, как следует жить», — сказано в заявлении Дугласа-младшего изданию People.
Кирк Дуглас родился в 1916 году в семье эмигрантов из Российской империи. Его родители были родом из Могилевской губернии и уехали в США в 1910 году. В своей автобиографии, написанной в 1988 году, Дуглас вспоминал, что именно детство во многом определило его манеру актерской игры. Его родители были неграмотными и бедными, Дуглас начал работать еще в колледже, чтобы оплатить учебу. Тогда же придумал звучный псевдоним. Его настоящее имя — Исер Даниелович, про которое преподаватель отозвался пренебрежительно: мол, с ним не пробиться. А после колледжа он поступил в престижную Американскую Академию драматических искусств в Нью-Йорке — денег на учебу у него не было, но Дуглас сумел получить стипендию.
Во время Второй мировой Кирк Дуглас добился отправки на фронт, служил связистом в Тихоокеанском флоте, был ранен, а в 1944-м — комиссован по болезни. После демобилизации он начал активно выстраивать свою актерскую карьеру, играл в театрах на Бродвее, снимался в рекламе. Попасть в Голливуд ему помогла его одноклассница по академии, актриса Лорен Бэккол. Поначалу Дугласу доставались лишь роли второго и третьего плана, но со временем его — или его волевой подбородок — заметили, и он начал играть главных героев.
Кирк Дуглас и Лорен Бэккол в фильме «Трубач». 1950 г.
Кирка Дугласа считают одним из самых успешных американских актеров послевоенного периода. При этом ему было непросто пробиться — эпоха борьбы с коммунизмом в Голливуде была в самом разгаре, а его русское происхождение было хорошо известно. Впрочем, он справился. За короткий срок, с 1949 по 1961 год, Дуглас снялся в 28 фильмах и получил три номинации на «Оскар» в категории «лучший актер» — за спортивную драму «Чемпион» (1949), драму о кино «Злые и красивые» (1952) и за байопик Винсента Ван Гога «Жажда жизни» (1956).
Дуглас играл и в популярных в те годы вестернах — например, снялся в «Перестрелке в О. К. Коррал», в котором роль знаменитого шерифа Уайатта Эрпа исполнил Берт Ланкастер.
Но самым знаменитым фильмом с участием Кирка Дугласа стал пеплум «Спартак», снятый в 1960 году. Жизнеописание гладиатора, поднявшего восстание против Римской империи, было не таким простым, как кажется на первый взгляд, а Дуглас сумел проявить себя и как умелый продюсер. Именно он добился назначения молодого режиссера Стенли Кубрика, когда с проекта был уволен Энтони Манн. Он же смог свести на одной съемочной площадке звезд того времени — Лоуренса Оливье, Чарльза Лоутона и Питера Устинова, а заодно помог им найти общий язык. Ну и главной заслугой Дугласа как продюсера считается то, что автор сценария, писатель из «чёрного списка Голливуда» Далтон Трамбо, был указан в титрах картины — впервые с 1947 года. Для американской киноиндустрии это стало символом того, что эпоха маккартизма заканчивается.
«Этим решением я горжусь больше всего», — много позже вспоминал Дуглас в заметке в издании The New York Times.
В 1960-х годах он вернулся на Бродвей, играл в постановке «Пролетая над гнездом кукушки», а в 1970-х, по собственному признанию, был очень расстроен, когда его не взяли в экранизацию Милоша Формана — сказали, что слишком стар. Ему тогда было 60 лет. Правда, Дуглас вспоминал, что чувства были смешанными — одним из продюсеров фильма был его сын Майкл, который тогда получил свой первый «Оскар».
Кирк Дуглас в бродвейской постановке «Пролетая над гнездом кукушки». 1963 г.
«Моё удовлетворение от успеха Майкла превзошло моё разочарование в том, что я не получил роль. Кроме того, он [Майкл Дуглас] пытался уговорить Формана», — писал Кирк Дуглас в воспоминаниях.
Любопытно, что сам Кирк Дуглас получил лишь почетный «Оскар» — дело было в 1996-м, через несколько месяцев после перенесенного им инсульта, но всё равно поднялся на сцену за наградой. Сам он снимался много, в его фильмографии около сотни актерских работ, а последние роли он исполнил уже в нулевые, когда ему было за девяносто.
Однажды Стэнли Крамер заметил, что Кирк Дуглас вел себя как звезда даже в те годы, когда не добился известности. А когда в 2016-м отмечалось столетие актера, режиссер и продюсер Стивен Спилберг, указав на гостей, сказал: «Я работал со многими из них, но единственная кинозвезда, которую я когда-либо встречал — это вы».
Возможно, это было преувеличение со стороны Спилберга, но такое, которое вполне допустимо. Кирк Дуглас действительно остался кинозвездой — хотя бы за роль Спартака.