Прокаты фигуристов приоткрыли предолимпийский сезон

Контрольные прокаты фигуристов — принародные и весьма ожидаемые старты. Сначала выступление сильнейших спортсменов отсматривают специалисты, потом — все желающие, способные приехать по назначенным адресам. Со специалистами ясно. Они по одному вздоху у бортика могут понять, в каком состоянии фигурист, чего уж говорить о всяких связках-пазлах программы. С народом — сложнее. Он хочет увидеть все сразу и в блеске. Что по определению невозможно.

Размышляя в сотый раз о том, нужно ли фигуристам показывать себя трибунам до начала сезона в состоянии абсолютной еще неготовности, я наткнулась в собственном компьютере на звуковой файл: интервью Плющенко после выступления в Ванкувере. «С каждой Олимпиадой все сложнее и сложнее. С каждым сезоном все сложнее и сложнее. С каждым прокатом. Не потому, что старше становлюсь и взрослее. А потому, что надо каждый раз что-то доказывать».

А что доказывать, он объяснил еще до Ванкувера. «Женя, зачем?» — летом, когда олимпийский чемпион объявил о возвращении ради Ванкувера на соревновательный лед, я попросила фигуриста не давать пространное интервью, а максимально коротко ответить только на этот вопрос. Фраза была такая: «Я возвращаюсь, чтобы победить и доказать самому себе, что дееспособен».

Дееспособность Плющенко в очередной раз была проверена в прошлом году. Вердикт был дружным: ему по-прежнему подвластно все, надо найти лишь неожиданные программы и усилить художественную часть.

Прокат в Одинцове пока ответа — нашли ли? — не дал. Показал Евгений публике одну из произвольных программ, подготовленных к этому сезону (представьте себе, он их сделал несколько). Часть первая — рондо каприччиозо, часть вторая — «Лебедь», третья — «Танец смерти». Тренер Мишин называет эту программу «Бест оф Сен-Санс». Но любой «бест» хорош лишь тогда, когда исполнен на пике формы. Поэтому расхваливать или уничтожать созданное пока нет никакого основания. Но если конспективно, то впечатления таковы: публика, конечно же, аплодисментами встречала каждый прыжок — все-таки это Плющенко. Физическая форма Евгения явно хороша. Четверной сальхов, введенный в программу, практически сделан, погрешность при приземлении. Работа хореографов и самого Евгения над телом видна. Та ли программа показана на прокате, что будет и в сезоне? Не факт.

Евгений говорит, что самым важным для него во время проката был именно четверной сальхов, который он впервые попробовал сделать на соревнованиях. И что в этом году будет прыгать четверной сальхов плюс четверной тулуп. А программа — это пока макет того, что должно быть. Еще — что работой сразу с четырьмя известнейшими хореографами: Паскуале Камерленго, Кендзи Миямото, Давидом Авдышем, Сергеем Петуховым — он очень доволен. И, самое главное, что цель подготовки была четко сформулирована: сделать из Плющенко... нового Плющенко. Обновить хореографию, движения. Тело должно работать по-другому.

«Женя, к счастью, не застыл в движении. Оказалось, он очень охотно идет на инновации. Плющенко не производит впечатления засушенного сухаря. Он все еще мягкая пышная булочка. Но за год до Игр выступление сильнейших фигуристов напоминает снежную метель. И все снежинки — отдельно. А в олимпийский год кто-то все эти замечательные снежинки соберет в хороший снежок и как даст в глаз!» — это Алексей Николаевич говорил тоже перед Ванкувером.

Сегодня, спустя три года, тренер констатирует: в такой физической кондиции, как сейчас, Женя еще не был. И мы понимаем — это уже хороший посыл для того, чтобы «дать в глаз». Правда, из серьезных стартов в этом году Евгений собирается принять участие лишь в чемпионате России — а пройдет он уже в декабрьском Сочи — и в выяснении отношений на чемпионате Европы (Загреб). Чемпионат мира Плющенко пока явно не отрицает, но явно и не приветствует — пройдет главный турнир года в Канаде, двукратный чемпион мира Патрик Чан, и так не обделенный вниманием судей, будет там обрушивать трибуны, и зачем, спрашивается, это все накануне Игр надо? Сильный удар, который жаждет нанести Плющенко в Сочи, предполагает концентрацию всех сил, в том числе и психологических. И речь, кстати, не только о Жене, но и о судьях, про которых мы часто говорим, что они тоже люди, да и память у них на соревнования весьма длительна.

Так что простим Евгению и будущее отсутствие на домашнем этапе Гран-при. Ведь нам всем что важно? Чтобы в нужный момент, абсолютно по делу и конкретному поводу Плющенко вновь не удержался от уличного жеста и поднял палец вверх: «Я — номер один». И как это уже было, тут же в кулуарах уточнил: «Номер моей машины — «01». Я привык к этой цифре».

Вообще тема обновления актуальна в этом сезоне для всей сборной. Не было на прокатах из-за травмы танцоров Елены Ильиных и Никиты Кацалапова (они появятся теперь перед нами лишь в ноябре на этапе Гран-при в Москве, причем сразу нарвутся на очное сравнение с олимпийскими чемпионами Тессой Вирту — Скоттом Моиром и братом и сестрой Шибутани). «Задача пары, — говорит тренер Николай Морозов, — попасть в этом сезоне в медали: в финал Гран-при, а затем бороться за первое место на чемпионате Европы в Загребе (Хорватия) и попадать в призы на чемпионате мира в Лондоне (Канада)».

«Попасть в медали» рвутся и Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, которые, как известно, теперь тренируются у Александра Жулина и жаждут показать все изменения от перехода. Они и в прокатах участвовали, и стартов будут стараться набрать в этом сезоне как можно больше. «Главная задача на сезон — оставить новое впечатление. Все должны увидеть, что мы изменились и вправе составить конкуренцию на любом старте». О своей произвольной программе, поставленной на музыку к кинофильму «Полет над гнездом кукушки», фигуристы говорят так: «Раньше говорили — понятно, это опять любовь. Все. А сейчас в программах есть что-то новое, непривычное для нас». И с ними даже по первому впечатлению уже можно согласиться.

Новым имиджем, или, по крайней мере, улучшенной техникой и скоростью, в отсутствии которой их упрекали в прошлом сезоне, жаждут похвастаться и Екатерина Рязанова — Илья Ткаченко, все лето тренировавшиеся вместе со своим тренером Алексеем Горшковым у Игоря Шпильбанда.

В парах никаких перестановок у нас не случилось, все ведущие (а их четыре) остались. Из «громких» одиночниц мы увидели Аделину Сотникову и Алену Леонову. И та и другая понимают, что прошлый сезон надо подтверждать (Алене — она стала серебряной на чемпионате мира) и превосходить (Аделине — поскольку в прошлом году проблемы роста не давали девушке работать в полную силу). И та и другая, чувствуется, поработали очень хорошо — но сентябрь все же мешает делать решительные выводы. Юлии Липницкой и Елизавете Туктамышевой не удалось пока появиться на публике из-за травм.

Да, еще очень рвутся в новый бой Константин Меньшов и Сергей Воронов. Меньшов производит впечатление даже сейчас. Воронов поменял футбольный мяч (помните его короткую программу?) на «Яблочко», но почему-то мне кажется, что этим танцем душевное равновесие судей потрясти в принципе не очень реально.

Хочет реабилитировать себя за провал на чемпионате мира в Ницце Артур Гачинский. Одна из тогдашних проблем — во всяком случае, озвученная — смена ботинок накануне старта. Нынче Артур утверждает, что решил с тренером подготовить несколько раскатанных пар. И продолжает много работать. У Мишина вообще-то и не забалуешь, тем более когда репутация вдруг ухнула куда-то вниз на, казалось бы, взлете домашнего чемпионата мира («бронза») и «серебра» чемпионата Европы прошлого года.

Прокаты фигуристы прокатали. Главное теперь, чтобы не прокатили себя и нас в ожиданиях.