Бюджет – вот основной критерий, на который опираются покупатели квартир экономкласса. На то он и «эконом», чтобы быть без претензий на оригинальность. Но, оказывается, если поискать, в Подмосковье можно купить доступную квартиру и притом необычного формата!

Жажда красоты

Но все привыкли к тому, что необычность, оригинальность всегда стоят дороже типовой повседневности. Так, например, почему «сталинки» ценятся выше «хрущевок», хотя это жилье вроде бы давно устарело? А все потому, что квартиры в «сталинках» (при всех прочих недостатках) имеют высокие потолки, в них можно еще встретить лепнину, старый натуральный дубовый паркет, а сами дома очень часто являются архитектурными шедеврами. Конечно, приятнее жить в доме с парадным подъездом и красивыми балконами, чем в безликой «хрущевке».

Неугасающая популярность «сталинского» жилфонда говорит о том, что люди, в общем-то, не побоюсь этого слова, тоскуют по эстетичному жилью! Да, люди хотят много домов – красивых и разных! Но получают за свои деньги, как правило, похожие друг на друга жилые комплексы, особенно если речь идет об экономклассе. Но разве не достоин покупатель «экономичной» квартиры получить что-то особенное? Ведь покупка столичной «однушки» может вылиться в сумму 5-8 млн рублей. То есть человек миллионер – а позволить себе желаемое не может! Как же так?

Скорее всего, покупатель уже и не ждет получить за свои несколько миллионов хоть что-то достойное. «Если говорить о бюджетном жилье, то здесь такой фактор как архитектура стоит, пожалуй, на одном из последних мест среди тех, что влияют на выбор квартиры. На первом месте цена, которая все-таки выступает решающим критерием, далее следует местоположение, качество строительства, инфраструктура и т. д. Кроме того, стоит отметить, что проекты, реализующиеся на рынке бюджетных новостроек, как правило, не отличаются разнообразием архитектурных деталей и изысков», - прокомментировал Сергей Хорошков, генеральный директор «МИЦ Девелопмент».

Вариации на тему

Но некоторые девелоперы рассудили, что покупатель достоин большего. Так, например, компания Urban Group разработала концепцию «Города для жизни». Пока в этом формате представлены два проекта – «Город набережных» в Химках и «Опалиха О2» в Красногорске. В «Городе набережных» купить квартиру можно с первоначальным взносом 120 тыс. рублей (стоимость квартир начинается сегодня от 2,5 млн. рублей), в «Опалихе О2» - первый взнос 300 тыс. рублей, стоимость квартиры – также от 2,5 млн рублей. Для сравнения: в тех же Химках новые квартиры в панельных домах стоят 4-5 млн рублей (с отделкой).

При этом покупателю предлагается до 40 вариантов планировок квартир, в том числе жилье необычных для экономкласса форматов – двухуровневые квартиры и эко-лофты.

Архитектурой проектов занимается бюро Максима Атаянца. Благодаря видению архитектора, в «Городе набережных» появились собственные рукотворные каналы (и, собственно, набережные с мостиками), а в «Опалихе О2» - резные балконы, орнаменты и цветная роспись по фасадам.

За чей счет «банкет»?

При этом все жилье в таких проектах – монолитно-кирпичное. За счет чего получается удешевить строительство? Генеральный директор Urban Group Андрей Пучков объяснил, что в действительности индивидуальные проекты требуют от девелопера больших усилий: «Но мы стараемся всю производственную цепочку сформировать у себя. Так, например, у нас есть свой проектный институт, в котором работают двести человек».

Елизавета Лучицкая, генеральный директор компании DYER, объяснила, что в целом архитектурные «затеи» не требуют от девелопера больших финансовых вливаний: «Стоимость архитектуры и проектирования в жилищном типовом строительстве, будь то малоэтажное или многоэтажное строительство, ничтожно мала. Стоимость метра проектирования в Москве варьируется от $20 до $25 за 1 кв. метр. Проектирование ландшафтного дизайна многие архитекторы делают или за символическое деньги или вообще как бонус. Грамотно спроектированный ландшафт, который живет своей жизнью и не требует особых затрат в уходе и обслуживании, - это тоже затраты, ничтожные по сравнению со стоимостью бетона или металлокаркаса». Также затрат может потребовать качественная отделка фасадов.

Иногда удешевить строительство удается двояко: сами проекты домов довольно типичны (но, конечно, не такие унылые, как в «хрущевках»), а вот планировки квартир – разнообразны, благодаря чему у покупателя снова появляется выбор. Так, компания «ГородОК» развивает сеть подмосковных проектов «Оквиль», главный слоган – «Квартира по цене комнаты!». Цены действительно приятные: от 1,287 млн рублей до 2,641 млн рублей за квартиру.

«Фишкой» проекта является так называемый дом-конструктор: отсутствие несущих стен между квартирами позволяет организовать свободную планировку в здании и моделировать пространство на этаже, учитывая пожелания покупателей. При этом можно объединять несколько квартир в одну, поэтому для покупателей сразу нескольких квартир компания предлагает скидки. Продаются квартиры с мансардами, в которых можно надстроить второй этаж и получить двухуровневую квартиру по цене стандартной. Есть и готовые двухэтажные квартиры-студии в поселках «Оквиль».

Но все же приходится признать, что основной способ снижения цен – это уменьшение площадей квартир. Именно за счет небольшой площади удается снизить общую цену объекта, а цена метра остается вполне приличной. Ведь, например, в «Городе набережных» стоимость 1 кв. метра в 33-хметровой квартире будет равна 63, 6 тыс. рублей (если взять за цену заявленные 2,1 млн рублей), а в «Оквиле Лесные Поляны» - 62, 5 тыс. за 1 кв. метр («однушка» площадью 20,58 кв. метра). То есть вполне нормальные подмосковные цены, исходя из стоимости «квадрата» в монолит-кирпичных домах.

Но винить за это застройщика нельзя. Ведь он несет обременения по возведению инфраструктуры, а также должен пройти массу согласований, нельзя забывать и о стоимости самой земли. Поэтому возникновение такого востребованного формата, как маленькие квартиры, - закономерно. А вот то, что девелоперы стараются разнообразить этот сегмент предложениями в необычных форматах, не взимая дополнительных денег за оригинальность проекта, – существенный плюс, за который можно только сказать спасибо. «Экономкласс и индивидуальное проектирование - одно не исключает другого, просто в нашем советском уме сидит клише, что экономкласс не может быть индивидуальным, - резюмирует Елизавета Лучицкая. - Но почему же, вполне может. Но пока это слова для нужд маркетинга и продаж». А Сергей Хорошков считает, что в случае с индивидуальными проектами лучше говорить о «комфорт-классе». Впрочем, наверное, это лишь вопрос времени. Главное, чтобы на рынок выходило больше интересных проектов и у покупателя появлялся выбор, но не мучительный (купить подешевле или получше), а вполне естественный.