Кризис в российской экономике усугубляется. На фоне безуспешных попыток властей убедить россиян в том, что ситуация не столь плачевная, как может показаться, объективные данные свидетельствуют об обратном. Так, российский авторынок, еще несколько лет назад бывший едва ли не крупнейшим в Европе, продолжает стремительно скоращаться и приближается к минимальным показателям за многие годы.
За несколько дней до публикации ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) по продажам новых автомобилей «Газета.Ru» выяснила, что продажи новых машин в январе просели на 28%. Источники «Газеты.Ru» на данный момент не располагают информацией о январских показателях всех работающих в России автокомпаний, но предварительные подсчеты дают именно такую цифру. В общей сложности за первый месяц года в стране было продано всего около 83 тыс. новых машин, что на 32 тыс. меньше, чем в январе 2015-го, когда российский рынок уже находился в глубоком кризисе.
«На данный момент неизвестны итоги продаж по некоторым премиум-маркам, — поясняет источник на авторынке. — Без учета этих данных рынок сократился на 31%. С учетом доли премиума падение рынка будет чуть меньшим — около 28%».
Авторынок продолжил падение, даже несмотря на низкую базу. Так, в январе 2015 года было зафиксировано мощное снижение продаж — на 24,4%. Все запасы машин производства 2014 года по низкой цене к тому моменту уже были распроданы, а цены на автомобили, произведенные уже в январе, увеличились значительно больше, чем обычно из-за падения рубля.
Однако в этом году ситуация оказалась еще хуже. Все участники топ-10 российского рынка ушли в минус по итогам января.
Возглавляющая рейтинг продаж Lada реализовала в прошлом месяце около 15,5 тыс. автомобилей. Это на 11% меньше, чем было продано тольяттинским автогигантом в январе прошлого года.
Марка Kia продала 9 тыс. машин, что на 20% меньше, чем за первый месяц прошлого года. Январские продажи Hyundai, согласно отчету российского офиса марки, составили 8 тыс. единиц — на 37% меньше, чем в прошлом году. Однако в пресс-релизе, посвященном мировым продажам компании в январе, указано, что в России было реализовано еще меньше автомобилей — 6,7 тыс. единиц. Какая из двух цифр верная, в пресс-службе компании «Газете.Ru» уточнить не смогли. В любом случае спад у обоих корейских брендов получился значительным — в отличие от остальных массовых брендов корейцам удавалось весьма успешно поддерживать уровень продаж: по итогам минувшего года спад у Kia составил 16%, а у Hyundai — 10%.
Компания Toyota смогла продать только 6 тыс. машин (–15%), Renault — 5 тыс. (–43%), Volkswagen — 4,8 тыс. (–29%), Nissan — 4,5 тыс. (–51%), Skoda — 3,5 тыс. (–33%), Mitsubishi — 1,3 тыс. (–59%).
Из массовых марок нарастить продажи удалось только компании Ford, которая смогла реализовать в январе 2,3 тыс. автомобилей, превысив аналогичный показатель прошлого года на 24%. Успех в первую очередь обусловлен низкой базой.
Практически сошли на нет в январе продажи у Volvo. Шведская марка реализовала за месяц менее 20 машин — на 97% меньше, чем в прошлом году.
В то же время хороший уровень продаж продемонстрировал премиальный бренд Lexus, который передал клиентам 1,1 тыс. автомобилей (+57%). Японская марка и в прошлом году выделялась среди остальных брендов, будучи одной из немногих, кто сумел закончить его в плюсе. В целом же успех Lexus можно объяснить принадлежностью к премиум-классу, спрос на который в кризис не только не снижается, но даже растет.
Среди дилеров, как и в случае с некоторыми автопроизводителями, нашлись те, кто смог нарастить объемы продаж в феврале. Так, например, в компании «Рольф» «Газете.Ru» сообщили, что их продажи выросли в январе на 10% по сравнению с этим же месяцем 2015 года.
«Автомобильный рынок сейчас крайне неоднороден, — комментирует директор дилерских центров Toyota и «Lexus Ясенево» ГК «Рольф» Мария Малинская. — Успешные бренды и сильные дилеры демонстрируют результаты ощутимо лучше рынка, другие, напротив, сдают свои позиции. Компания «Рольф» в январе смогла добиться роста продаж на 10%. В будущем месяце мы рассчитываем значительно улучшить эти показатели, поскольку сейчас отмечаем рост клиентского трафика».
«Автомир» также реализовал больше новых машин: 2,6 тыс. единиц против 2,5 тыс. в январе 2015-го. «В целом в январе наблюдалось снижение покупательской активности, но сохраняли спрос сезонные предложения на автомобили прошлого года выпуска по большинству марок», — рассказывает руководитель отдела продаж «Автомира» Михаил Маракушев.
«Говорить о том, как будет складываться ситуация в течение года, пока рано, — говорит «Газете.Ru» гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. — Однако такой спад продаж в январе прогнозировался нами и укладывается в наш прогноз в целом на этот год.
Ожидания комитета АЕБ — сокращение в районе 5% — представляются нам нереалистичными. Мы ждем снижения рынка на 15–20%».
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что продажи в январе не показательны. «Объемы продаж в первый месяц года традиционно маленькие, поэтому в процентном выражении могут сильно отличаться год от года, — пояснил «Газете.Ru» Беспалов. — Конечно, в конце 2015 года начался процесс ухудшения макропараметров — он перекинулся и на январь. В результате многие люди в связи с неопределенностью решили пока воздержаться от покупок автомобилей. В дальнейшем уровень продаж, скорее всего, будет стабилизироваться относительно прошлого года».
Напомним, что государство продлило на 2016 год действие всех программ по поддержке авторынка и даже добавило новые, например по поддержке экспорта продукции российских автозаводов. Общий объем субсидий на этот год составит не менее 50 млрд руб. В Минпромторге считают, что за счет господдержки в 2016 году будет продано дополнительно около 600 тыс. автомобилей. В итоге, по прогнозу ведомства, общий объем авторынка не сократится по итогам года, а может даже и вырасти.
Однако меры господдержки, как поясняют эксперты, в условиях экономического кризиса не могут переломить негативный тренд. К тому же в январе многие компании продолжили повышать цены на ходовые модели. В очередной раз переписали ценники как минимум 17 марок. Например, Ford поднял цены сразу на восемь моделей 2016 года выпуска. Hyundai увеличил цены на седан и хетчбэк Solaris (+1,8–2,9%), Suzuki — на внедорожник Jimny (+1,9–2,1%), Porsche — на кроссовер Macan (+3%). Nissan поднял стоимость седана Almera с АКПП (+0,7–0,8%) и кроссовера Qashqai (+1,3–6,1%). Subaru повысил цену кроссовера Forester (+3,6–4,2%) и кроссовера Outback в отдельных комплектациях.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Продажи
- →
- Авторынок начал за упокой
Продажи
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат