Как построить модель управления клиентами в компании
Лид-менеджмент, понятие, пришедшее в российский маркетинг из стран Запада, находит все больший отклик у отечественных предпринимателей. О выгодах использования лид-менеджмента вы узнаете чуть ниже.
К сожалению, сделать дословный перевод термина «лид-менеджмент» невозможно без потери смысла. Наиболее близкой интерпретацией является термин «модель управления клиентами». Именно этот термин мы и будем использовать. Прежде чем вы узнаете, из чего состоит модель управления клиентами, я бы хотел познакомить вас с понятием лида. Лид – это потенциальный клиент, каким-либо образом отреагировавший на ваше маркетинговое сообщение. Возможно, он позвонил в ваш офис или скачал книгу с вашего веб-сайта, а может и запросил коммерческое предложение.
Пять ключевых выгод лид-менеджмента
1. Входящие продажи. Клиенты обращаются в вашу компанию сами, уже с обозначенной потребностью.
2. Отсутствие холодных звонков. Забудьте о неэффективном обзвоне и трате нервов. Работайте уже с готовыми клиентами.
3. Лояльные клиенты. Пройдя через этапы Lead Generation и Lead Development, потенциальные клиенты знакомятся с вашей компанией, обучающими материалами, кейсами, отзывами и продуктами.
4. Адаптация процессов. Все процессы лид-менеджмента разрабатываются с учетом специфики рынка, процесса продаж и требований вашей компании.
5. Системный подход. Вся деятельность по работе с клиентами строится на основе KPI и аналитики. Замеряется количество клиентов и обращений, число первичных и последующих продаж.
Четыре составляющих модели управления клиентами
Модель управления клиентами состоит из 4 обязательных этапов:
Lead Generation – привлечение потенциальных клиентов;
Lead Development – «развитие» потенциальных клиентов;
Lead Conversion – процесс первой продажи, переход клиента из потенциального в реального.
Account Management – клиентский сервис и послепродажная поддержка.
Кому подходит данная модель
Как показывает практика и мой опыт, модель управления клиента в полной мере подходит для компаний, функционирующих на сложных рынках. Например, финансовый сектор, банки, производство, информационные технологии, консалтинг и всевозможные агентства от консалтинга до автоматизации 1C.
На самом деле лид-менеджмент пригодится только тем компаниям, у которых длинный цикл продажи и сложный продукт. В то же время модель управления клиентами не является «волшебной» таблеткой или универсальным решением. Он не может быть полностью внедрен в ритейле, потому что там короткий цикл покупки и ясные потребности клиентов. Если человек пришел за свитером, ему не требуется согласовать свое решение с семьей, обсудить бюджет или посмотреть коммерческое предложение.
1. LeadGeneration
Наконец, мы перешли к содержанию процессов лид-менеджмента. Начнем с первого этапа – привлечения потенциальных клиентов (лидов). На данном этапе вы уже должны иметь портрет или досье вашего клиента, список площадок, где его можно найти. Я очень рекомендую использовать контент-маркетинг для работы с клиентами.
Допустим, есть компания, предлагающая топ-менеджерам крупных корпораций, услуги по инвестициями. Что можно предложить для привлечения клиентов? Во-первых, книгу. Наша аудитория – премиум-клиенты, а книга несет дополнительную ценность и представляет вас экспертом. Во-вторых, консультация. Она может быть бесплатная или относительно недорогая. В-третьих, чеклист по выбору инвестиционных продуктов, который вручается после консультации.
С помощью данных инструментов контент-маркетинга можно также привлекать клиентов:
white papers;
инфографика;
шаблоны;
семинар или вебинар;
подкаст или видеокурс;
электронная книга;
Помните, что главная цель этапа Lead Generation – привлечь целевую аудиторию, которая впоследствии купит ваш продукт.
2. LeadDevelopment
Следующий этап модели управления клиентами – Lead Development, дословный перевод которого означает развитие потенциальных клиентов. На этом этапе вы должны познакомить потенциальных клиентов с компанией, вашими продуктами, кейсами и отзывами клиентов.
Если мы говорим об использовании инструментов интернет-маркетинга, то классическим примером Lead Development будет триггерная email-рассылка. Понятие триггерной рассылки означает, что она приурочена к какому-либо событию, будь то праздник или действие пользователя. В нашем примере продажи услуг финансового консалтинга, можно использовать следующий ход: прямо на личной консультации продемонстрировать клиенту маркетинг-кит с кейсами, отзывами и рекомендациями существующих клиентов, а также различными сертификатами, публикациями в СМИ и фотографиями с выступлений.
Инструменты, которые можно использовать на этапе Lead Development:
case study;
маркетинг-кит;
отзывы, рекомендации, благодарности;
членства в ассоциациях;
ссылки на публикации в СМИ и на выступления;
принципы работы;
фильмы о вашей компании;
обучающие материалы, связанные с вашим продуктом.
Когда «развитие» лида прошло успешно, можно переходить к третьему этапу – первой продаже.
3. LeadConversion
Этап первой продажи характеризуется переходом лида в статус реального клиента. Продажа – стрессовый процесс и для клиента, который покупает у вас впервые, и для вашей компании. Небольшой совет по улучшению Lead Conversion: важен сам факт покупки, а не сумма. Чтобы сократить риск срыва сделки к минимуму, следуйте простым рекомендациям.
Если ваш клиент – компания, то узнайте, какой у нее процесс покупки.
Используйте тест-драйв. Потратить 100 рублей легче, чем 10 000.
У вас должны быть гарантии. Не можете гарантировать возврат денег, гарантируйте результат. Придумайте, что можно гарантировать вашему клиенту.
Дайте клиенту демо-доступ. Для тестирования вашего сервиса или услуги можно дать ограниченный по времени доступ, который может быть дешевым или вовсе бесплатным.
Правда и ничего кроме правды. Все кейсы и отзывы должны быть от ваших реальных клиентов.
4. AccountManagement
На мой взгляд, самый важный этап в модели управления клиентами – это Account Management. В привычном понимании данный этап можно назвать сервисом или поддержкой клиентов. Почему он самый важный?
В среднем, 80% всех денег компания получает от существующих клиентов через повторные продажи. Именно по этой причине чрезвычайно важно не прекращать работу клиентского сервиса.
Что конкретно делать на этапе Account Management?
Поддерживайте связь с вашими клиентами хотя бы раз в неделю. Сделать это можно с помощью физической или email-рассылки, телефонных звонков или факсов, а также в социальных сетях.
Чем больше форматов контента вы даете, тем лучше. Клиенты разные: есть кинестетики, есть визуалы, а есть и аудиалы. Поэтому, если ваш бизнес позволяет, вы можете приглашать клиентов на вебинары или семинары, делиться полезными статьями или книгами, исследованиями или инфографикой.
Не забудьте о скидках, специальных условиях или бонусах для постоянных клиентов.
Также можно давать доступ к закрытым сервисам или сообществам (например, База Знаний), где постоянный клиент сможет получить поддержку, получить ответ на свой вопрос или получить определенный результат.
В целом, ваша задача на этапе клиентского сервиса проста - оперативно решать вопросы клиентов, напоминать о себе и совершать повторные продажи.
Надеюсь, что понимание основных элементов модели управления клиентами позволит вам построить подобную модель и у себя в компании. Внедрив ее в маркетинговую стратегию, вы сможете привлекать лояльных клиентов, использовать входящие продажи и забыть о холодных звонках и прочих неэффективных методах.
Автор: Кирилл Алексеев
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Продажи
- →
- Модель управления клиентами
Продажи
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат