Несмотря на снижение цен на 40%, отели Москвы все равно не загружены. Выручка отельеров снизилась на 60% и более. Чтобы выжить, отельеры вынуждены искать новые, неожиданные решения
Несмотря на то что основные ограничения, связанные с коронавирусом, в Москве сняли еще в начале лета, бизнес-показатели столичных гостиниц все еще далеки от докризисного уровня. Об этом говорят опрошенные Forbes отельеры и аналитики рынка.
«Если в апреле средняя загрузка номерного фонда качественных гостиниц Москвы, по данным STR Global, составляла 5%, то в июле — начале августа уже 30-35%», — говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова.
Уровень загрузки постепенно растет, отмечает директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова. По ее словам, этот показатель в апреле-мае был в пределах 10%, с июня начал расти и на конец июля достиг примерно 40%, что более чем вдвое ниже прошлогодних значений. По словам руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яны Ухановой, в июле в гостиницах среднего ценового сегмента («3 звезды») загрузка составила 33% в сравнении с 85% годом ранее. В гостиницах сегмента люкс загрузка в июле не превысила 15%.
Отельеры называют близкие цифры. «В августе показатели загрузки в некоторые выходные дни превышают 65% и продолжают расти. Но, конечно, они существенно ниже тех, что мы прогнозировали по результатам 2019 года, — рассказывает гендиректор сети отелей Azimut Hotels Максим Бродовский. По его словам, в среднем по московским отелям в июле наблюдалось падение выручки более чем на 60% к прошлому году, а августе оно составит около 50%.
В люксовом сегменте показатели не лучше. «Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, в отдельных сегментах бизнеса мы наблюдаем показатели почти втрое ниже, — говорит генеральный менеджер Radisson Collection Hotel Moscow (управляет бывшей гостиницей «Украина» в Москве) Станислав Кондов. — На отрицательную динамику в первую очередь влияет отсутствие зарубежных туристических групп и запрет на проведение массовых мероприятий, которые также приводили нам значительное число гостей. С июля по август вместе с частичным снятием ограничений бизнес оживился, и мы увеличили заполняемость отеля с 30% до 40%, но это намного ниже того, к чему мы привыкли. Общий оборот снизился более чем в 2 раза».
Рынок восстанавливается медленно, поскольку спрос на гостиничное размещение в Москве ориентирован в основном на деловых туристов и иностранцев, объясняет Ольга Широкова из Knight Frank. Сейчас число таких постояльцев растет слабо — сохраняются ограничения на въезд в страну и проведение массовых мероприятий, в том числе деловых.
По словам опрошенных Forbes экспертов, клиента московских отелей этим летом отличает спонтанность. «На сегодняшний день наши гости — индивидуальные путешественники, которые приезжают в Москву с туристическими либо деловыми визитами. Некоторое число номеров ежедневно заняты так называемыми walk-ins–гостями, которые не делали предварительную бронь номера. Средняя продолжительность визитов — 2-3 ночи», — рассказывает Станислав Кондов. «Сильно изменилось окно бронирования, гости делают бронирования день в день или за день-два до заезда, и конечно, в основном выбирают только возвратные тарифы», — отмечает Бродовский. Постояльцами московских отелей этим летом стали деловые путешественники и россияне, которые приезжают в столицу как туристы, одни или с друзьями и семьей.
Скидки не помогают
Из-за падения спроса большинство гостиниц вынуждены были прибегнуть к существенной корректировке цены. «В июне корректировка цен в московских гостиниц составила -34% в среднем сегменте и +8-11% в верхнем ценовом сегменте к июню прошлого года», — рассказывает Марина Смирнова из Cushman & Wakefield. В июле эти показатели по отношению к прошлому году составили минус 25% и плюс 5-8% соответственно.
«Чем ниже сегмент, тем значительнее падение по среднему тарифу. Гостиницы высоких сегментов предпочитают тариф удерживать, даже немного наращивать», — рассказывает директор направления индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяна Белова. «Мы сохранили те же ставки, что и раньше, — говорит Станислав Кондов из Radisson Collection Hotel Moscow. — Что характерно, из-за отсутствия бизнес-групп показатель среднего рейта (средняя цена за номер. — Forbes) выше обычного: как известно, для бизнес-групп ставки ниже, а большинство наших нынешних гостей — это индивидуальные гости. К сожалению, из-за невысокой загрузки это не оказывает существенного влияния в целом».
По словам Бродовского из Azimut Hotels, средняя стоимость номера в московских отелях сети в июле упала к прошлому году более чем на 30%, с 1 по 17 августа средний чек год к году снизился на 20-22%. «В разгар пандемии цены снизились на 50-60 %, июнь-август на 30% к прошлому году», — говорит соосновательница хостела Icon Hostel в «Москва-Сити« Наталья Кузнецова. По информации Яны Ухановой из JLL, в этом июне по сравнению с прошлым корректировка ADR (среднего тарифа) в московских гостиницах составила –41% в среднем ценовом сегменте. В июле картина осталась практически неизменной — минус 30% к прошлому году.
По данным STR Global, основной спрос этим летом приходится на экономичное размещение (46% в июне), в среднем экономвариант без завтрака и без НДС стоит 2332 рубля (минус 27% к прошлому году). «Наибольшим спросом пользуются номера категории «стандарт», что обусловлено отсутствием командировок, — гости в поездках по бизнесу могли позволить себе взять улучшенную категорию номера, — объясняет Максим Бродовский. — Сейчас гости платят за себя сами и стараются экономить, а номера категории люкс в основном актуальны для семей с детьми или больших компаний».
«Результаты осеннего сезона и всего второго полугодия будут зависеть от возможности проведения MICE мероприятий (Meetings, Incentives, Conferences, Events), восстановления авиасообщения и открытия границ», — говорит Татьяна Белова. «В осенний период заполняемость отелей будет напрямую зависеть от восстановления деловой активности и спроса на группы и мероприятия, а это в свою очередь зависит от дальнейшего снятия ограничений, введенных в Москве, например, от разрешения на массовые мероприятия», — соглашается Бродовский.
Помощи не хватило
Столичные власти с самого начала кризиса выделили отели как одну из самых пострадавших отраслей. Компаниям из сферы гостиничных услуг, арендующим земельные участки и нежилые объекты у города, предоставили отсрочку до конца года по арендным платежам за второй квартал и авансовым платежам за первый квартал 2020 года по налогу на имущество и земельному налогу. Помимо этого, арендодатели или собственники помещений для гостиниц получали 50-процентную компенсацию налога на имущество и земельных платежей за второй квартал. «Список мер, которые разрабатывались для гостиниц, включали и оплату вынужденных простоев персонала, и отмену удержания ЕСН (Единого социального налога. — Forbes), компенсацию коммунальных платежей, компенсацию кредитной ставки», — объясняет Смирнова.
По данным столичных властей, на 14 августа помощь от города получили 143 отельера на общую сумму 134 млн рублей — это арендные каникулы на период с 1 марта по 30 июня включительно, уточнял вице-мэр Москвы Владимир Ефимов.
«Мы получили отсрочку по уплате налогов, что снизило финансовую нагрузку на гостиницы. Ряд наших гостиниц в России получили поддержку для МСП в рамках субсидий на дезинфекцию. Также для субъектов МСП введена пониженная ставка по страховым взносам с заработной платы, то есть несколько снижена налоговая нагрузка и это снижение действует и после 1 июля», — говорит Бродовский из Azimut Hotels.
Однако не все участники рынка считают предоставленную помощь достаточной. По словам директора направления индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяны Беловой, в начале года в столице было зарегистрировано почти 1500 гостиничных объектов с общим номерным фондом более 85 000 номеров. «Учитывая объем рынка, оказанную государственную поддержку сложно назвать существенной», — считает она. «Поддержка государства была очень ограничена. Нам были готовы выдать кредит на полгода только по количеству сотрудников, сумма — МРОТ, умноженное на количество людей, — рассказывает совладелица хостела Icon Hostel Наталья Кузнецова. — Он даже не покрывал налоги на выплату зарплат. Нам этих денег не хватало, нам это было неинтересно, поэтому мы хотели получить кредит на общих основаниях (14-17% годовых). Подавали в ВТБ, Альфа-банк и Сбербанк — и везде нам отказали».
Как пережить спад
В новых условиях отельеры пытаются открыть для себя новые направления, чтобы компенсировать выпадающую прибыль. «Мы начали развивать новые сегменты бизнеса и открыли полнофункциональную площадку для online-мероприятий, — говорит Станислав Кондов. — Такая студия позволяет при помощи технологий дополненной реальности (AR) создать отдельный мир своего мероприятия с особыми визуальными эффектами»
Яна Уханова из JLL рассказывает, что для привлечения клиентов отельеры придумали услугу Hotel Office, которая предусматривает использование номера в качестве офиса на день. В частности, такая услуга есть у Ibis. «Гости могут бронировать комнаты в течение рабочего дня и использовать пространства гостиницы для работы. Услуга Hotel Office позволяет забронировать офис на один день (с 9:00 до 18:00) или приобрести пятидневный пакет», — говорит Уханова.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Продажи
- →
- Офис с двуспальной кроватью
Продажи
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат