Пожалуй, только ленивый оптимизатор не слышал о планах Яндекса на начало 2014 года – отменить ссылочное ранжирование. Первоначальная паника и ощущение безысходности быстро сменились пониманием, что для SEO это все же не конец.

Яндекс и раньше «радовал» оптимизаторов алгоритмами и неожиданными нововведениями, а отрасль продолжала развиваться. Так и сейчас – пора сделать глубокий выдох, послушать мнения экспертов и прийти к выводу, что все не настолько пессимистично, как казалось несколько дней назад.

Александр Салтыков, директор направления SEO сервиса Rookee:

"По моей оценке конца света ждать не стоит. Всем, кто как-то разбирается в интернет-маркетинге, понятно чего добивается Яндекс. Вопрос лишь в том, как к этому относиться… Можно конечно устроить панику, снять все ссылки и попробовать что-то купить на эти деньги в Директе, но полезнее будет:

Вспомнить сколько раз Яндекс грозился отключать ссылочное

Понять, что даже в случае реализации всех угроз ссылки будут работать, т.к. в формуле ранжирования есть огромное количество факторов завязанных на ссылки. При полном отказе от ссылок в выдаче по коммерческим запросам будут сплошные дорвеи, и Яндекс все равно вернется к классической модели ранжирования.

Осознать, что на одном ссылочном до ТОПа уже не так просто доехать. Без технической оптимизации, написания качественного контента, анализа юзабилити и удобной структуры сайта получать много клиентов из поиска не получиться.

Сервис Rookee последовательно развивался вместе с рынком. Начав, как удобный автоматизированный инструмент покупки ссылок, на текущий момент он представляет собой совокупность инструментов для анализа контента, его написания, аудита технического состояния сайта, т.е. всего того набора мер, который сейчас позволяет успешно приводить клиентов. Более того, скоро мы анонсируем еще один продукт, который объединит все наши многолетние разработки в этой области".

Сергей Кокшаров, независимый аналитик в области поисковой оптимизации:

"На мой взгляд, ничего страшного не произойдет. Некоторые оптимизаторы по-прежнему будут пытаться манипулировать ссылками, и по-прежнему сталкиваться с проблемами, когда они не работают. Другими словами, большая часть ссылок, размещенных на сайтах, специально созданных для ссылочной монетизации, и до этого времени не давала эффекта (а выделить одни от других не так просто), поэтому, многое мы не потеряем. Но то, что Яндекс публично заявляет о подобных изменениях, поможет владельцам проектов изменить стратегию и сэкономить бюджет на сомнительный маркетинг, направив его на более правильный. SEO-специалистам придется больше обращать внимание на внутреннюю оптимизацию, юзабилити и элементы доверия. Разве это плохо? Тех, кто хочет за 100$ в ТОП и завтра, будет становиться меньше. И дело не в том, что раньше было возможен быстрый дешевый ТОП, а в том, что до этого момента это казалось реальным (по инерции с 2000-ых), но платформа и требования пользователей меняются, и мы не можем оставаться в прошлом. Думаю, что все изменения к лучшему!

Алексей Скрынник, исполнительный директор iSEO:

"Заявление Александра Садовского выглядит поспешным и необдуманным. Хотя бы потому, что Яндексу уже сегодня ничего не мешает взять и заблокировать сайты, которые продают ссылки или имеют какое-то влияние на выдачу. Быстро заново пополнить эти базы не удастся, такого количества веб-мастеров просто не существует.

Во-вторых, я просто не представляю, как будет строиться выдача, если отключить ссылки. Допустим, есть 500 сайтов, продающих одинаковые товары, со схожими описаниями, количеством просматриваемых страниц, временем на сайте, отказами и т.д. Как из них выбрать десять наиболее релевантных запросу? Без ссылок корректное ранжирование не возможно.

В Яндексе уже предпринимались попытки отменить ссылочное ранжирование. Привело это к тому, что в выдаче по высокочастотным запросам стали появляться дорвеи и другой «мусор». И поисковику довольно быстро пришлось вернуться к классической схеме формирования выдачи.

В ноябре Яндекс ввел алгоритм АГС-40, ужесточивший санкции против сайтов, занимающихся продажей ссылок. Куда логичнее было бы ввести АГС-45 или АГС-50, чтобы еще сильнее зафильтровать подобные ресурсы. Но нет, Яндекс решает перестать учитывать ссылочные факторы при ранжировании коммерческих запросов пока для Москвы и МО, далее для всех крупных регионов России.

Далее, в Яндекс.Вебмастере существует возможность отслеживать прирост количества ссылок и доменов, ссылающихся на сайт. То есть Яндекс сознательно предлагает дополнительный инструмент аналитики ссылочной массы сайта. Теперь же совершенно не понятно, какая информация может быть полезна в нем, если ссылки перестают учитываться. Еще одно противоречие.

Очевидно, что подобными заявлениями Яндекс пытается переместить бюджеты в Директ. Ранее, как известно, были внесены изменения в процесс работы Яндекс.Маркета, которые также были явно направлены на усиление использования Директа.

Вслед за Google Яндекс начал тестировать (пока только для 2% запросов) российский аналог not provided. Очевидно для того, чтобы сделать SEO непривлекательным каналом.

Основной вывод: пока переживать не стоит. Совершенно не понятно, пойдет ли Яндекс от слов к делу, и как вообще это будет выглядеть. На мой взгляд, отказываться от ссылок в ранжировании – неблагоразумно. Ведь помимо покупных ссылок, есть естественные ссылки, есть обмен ссылками. Для их получения владельцы сайтов много работают над развитием ресурса, особенно активно с контентом. Опять же граница между коммерческими и некоммерческими запросами слишком размыта. Пока все это очень похоже на громкое заявление, за которым мало здравого смысла и логики, а скорее желание поднять шум.

Было бы лучше, если бы Яндекс более дружественно относился ко всем игрокам рынка, обсуждал подобные шаги с веб-мастерами, например. Конструктивный диалог полезнее и благоприятнее паники, которая возникает каждый раз при подобных заявлениях Яндекса".

Алексей Елфимов, руководитель отдела поискового продвижения i-Media:

"Говорить о полной отмене ссылочного ранжирования пока рано. Если выразить позицию нашего агентства, то мы к этому были готовы и подобные новости воспринимаем позитивно. Но если предположить, что ссылочное ранжирование все-таки будет отменено, то SEO-специалисты будут больше внимания уделять качественному контенту, web-аналитике и т.д. Большинство SEO-специалистов давно заметили, что покупные ссылки не приносят того эффекта, который они оказывали еще несколько лет назад. В конечном итоге позиции крупных SEO-компаний будут только укрепляться, так как с рынка придется уйти тем, кто не сможет оказывать услуги комплексно. Битва бюджетов из ссылочной составляющей фактически перейдет в битву качественного контента и аналитики.

Что в работе SEO-специалистов изменится? Очевидно, что им не нужно будет тратить время на выбор ссылок, в свою очередь освободится больше времени на работу с внутренними факторами – структурой сайта и структурой контента, качеством контента, социальным фактором и т.д.

Поэтому ничего страшного в отмене ссылочного ранжирования нет. Услуга SEO жила, живет и будет жить – пока будут жить поисковые системы".

Олег Сахно, Интерлабс:

"Катастрофы в том, что Яндекс отказывается от ссылок, я не вижу. Причин этому несколько. Первое – то, что эффективность ссылок сходит на нет, – не новость, и заявляется разработчиками ПС регулярно, т.е. с каждым годом ссылки работают всё меньше и меньше. Второе – на настоящий момент нет стопроцентных способов определить, работает конкретная ссылка или нет. Т.о. величина КПД сильно индивидуальная и, возможно, у большинства оптимизаторов стремится к нулю. Третье - большая часть работы с сайтом давно не относится к внешним ссылочным факторам, одной лишь закупкой ссылок электронную коммерцию построить не получится".

Роман Клевцов, генеральный директор Optimism.ru (входит в Element Group):

"Заявление Александра Садовского не стало неожиданностью. «Яндекс» уже довольно долгое время снижал влияние ссылочных факторов на результаты поиска и, если сможет сейчас полностью отказаться от их учета, рынок комплексного интернет-маркетинга только выиграет. Компания «Оптимизм.ру» не просто готова к изменениям в ранжировании, обнародованным «Яндексом», — она сегодня фактически работает по ним.

Конечно, некоторым игрокам на рынке придется пересмотреть свои бизнес-модели. В первую очередь изменения затронут ссылочные биржи и агрегаторы, которые, впрочем, достаточно давно готовились к тому, что поисковые системы научатся отличать «покупные» ссылки и перестанут их учитывать. Поэтому к настоящему времени такие системы предлагают своим клиентам дополнительные услуги. В частности, в системе «Блогун» мы уже более двух лет ориентируемся на качественные PR-кампании. Доработали интерфейс, подключили работу с социальными сетями, привлекли лидеров мнений, выделили их в премиум-класс и даже ввели собственный рейтинг BR, который позволяет рекламодателям оценивать качество площадки перед размещением.

Отмечу, что наибольшая угроза, в связи с отказом от учета влияния ссылочных факторов на результаты поиска, нависла над небольшими SEO-агентствами и фрилансерами, которые в работе основную ставку делали на закупку ссылок. В 2014 году им предстоит пересмотреть подход к продвижению сайтов".

Команда SeoHammer.Ru:

На конференции IBC Russia 2013 Александр Садовский объявил, что в начале 2014 года Яндекс перестанет учитывать ссылки в ранжировании по коммерческим запросам для Московской поисковой выдачи.

Неужели теперь можно перестать выделять бюджеты на покупку ссылок? Нет! Почему?

1. Конца света ждут ежегодно! Также дело обстоит и с борьбой с покупными ссылками. Ежегодно на одном из мероприятий представители поисковиков обозначают свои серьезные намерения бороться, бороться и еще раз бороться! Тем не менее, по ряду весомых причин столь кардинальные изменения так и не вводятся.

Открытая борьба активно ведется, начиная с 2007 года. И на протяжении всех 6 лет ссылки продолжают работать!

2. На сегодняшний день Рунет пронизан линкоторговлей. По данным LiveInternet, всего порядка 1,6 млн. активных сайтов. Если учесть данные хотя бы двух ссылочных бирж: Sape и MainLink, то получится около 1,5 млн. сайтов. Вычитая замешанные в линкоторговле сайты из общего числа, остаются единицы настоящих, так называемых “СДЛ”, которые не используют для монетизации ссылочные продажи. А на них эффективной выдачи не построишь!

3. Законсервированность коммерческой выдачи заметна с самого начала работы оптимизаторов и студий по продвижению сайтов. По высокочастотным запросам продвигать сайты уже много-много лет проблематично. Несмотря на текущие методы оптимизации, добиться какого-то эффекта трудно. А порядок сайтов в ТОПе меняют лишь редкие глобальные изменения алгоритмов.

4. Если исключить из учета ранжирования поисковой выдачи влияние ссылок, то одними из факторов влияния на выдачу остаются поведенческие и социальные показатели. Простота накрутки данных факторов испортит весь алгоритм поисковой машины, что в свою очередь приведет в итоге к бесполезности самой поисковой системы, как быстрого инструмента поиска релевантной информации по запросу пользователя.

5. Яндекс делает попытку отобрать больше трафика через Острова, тем самым уменьшая влияние поведенческих факторов для выдачи. А понижение ПФ негативно сказывается на самой поисковой выдаче.

6. Акционеры Яндекса банально “негодуют” и “завидуют” процветанию российских ссылочных сервисов. Такое заявление несомненно ударит по доходам ТОПовых игроков и подорвет благосостояние бирж или, как минимум, существенно их “урежет”.

7. Очередной способ искусственно поднять рейтинги Я.Директа. Если оптимизаторы и SEO агентства начнут испытывать сложности, то все бюджеты будут перераспределены в пользу Директа. Даже опрометчиво сказанное заявление спровоцирует новые притоки средств, но в дальнесрочной перспективе даст лишь отток мелких и средних клиентов из Директа в другие источники трафика.

8. Яндекс уже проводил неудачные опыты по отключению влияния всех внешних ссылок на выдачу. Тогда, ввиду неудачности эксперимента и полной неразберихи с данными, действия были названы “техническими работами”. Даже за столь долгий период, незаметно убрать из алгоритма ссылки и оставить при этом поиск качественным и полезным для пользователей не удаётся.

9. Matrixnet переучился! Matrixnet - метод машинного обучения для формирования поисковой выдачи Яндекса - учитывает настолько много факторов и анализирует такой поток данных, что сейчас больше напоминает Годзиллу, который рушит поисковую выдачу за счет самообучения.

10. Виджеты Яндекса и так не оставили места на первой странице. Коммерческую органическую выдачу уже не всегда можно увидеть на первом листе. Сейчас все забито спецразмещением, картами, каталогом и прочими дополнительными сервисами поисковика.

И дополнительно:

Рассматривая другого гиганта рынка Google, можно отметить тенденцию, что по российской выдаче ссылки оказывают существенное влияние до сегодняшнего дня. Google также пугал мир уже не раз, но для России подобные изменения так и не были введены. Как показывает история и практика поискового продвижения, ни кто иной как Google, является инноватором всех основных методов построения поисковой выдачи. И если он до сих пор использует ссылки, то в Яндекс они будут отключены никак не раньше, чем в Google.

Самые опытные представители компании SeoHammer.Ru не пугаются резкого заявления от Яндекса и готовы разрабатывать и внедрять новые технологии по поисковому продвижению сайтов с учетом всех сегодняших, а также завтрашних нововведений.

лексей Жуков: "Пока есть интернет и электричество, нам не страшны никакие изменения алгоритмов. А если говорить серьезно - мы готовы к новым факторам и явлениям, влияние ссылочного было есть и будет".

Кузьмин Михаил: "Таким образом, Яндекс сможет только полностью угробить весь алгоритм ранжирования поисковика. Они однозначно не оценивают всех рисков, которые последуют за подобными мерами. Расценивайте заявление, как способ расшевелить чахлую выставку или способ создать новую тему для обсуждения".

Анна Старчихина, руководитель SEO отдела агентства интернет-маркетинга Matik:

"Для одних жизнь изменится кардинально, для других – только тактически.

Рухнет мир для узкопрофильных специалистов, которые делают основной упор на покупку ссылок. Вообще идея, что SEO = покупка ссылок, умрет.

Нормальные специалисты по SEO сменят основной вектор применения своих сил. Нам придется углубиться в аналитику и юзабилити, потому что на первые места выйдут поведенческие и коммерческие факторы ранжирования. Придется много работать с клиентами, которые не привыкли считать качественные изменения на сайте частью SEO. На самом деле, все нормальные агентства движутся в этом направлении последние год-два.

Лучше всего к новой ситуации приспособятся многопрофильные агентства, которые развивают другие направления: юзабилити, PR, SMO и SMM. Вклад этих направлений в ранжирование вырастет.

Из числа клиентов больше всего пострадают самые консервативные и «жадные». То есть те, кому «жалко» времени и средств на маркетинговую оптимизацию сайта. Они не публикуют отзывы и рекомендательные письма, не внедряют онлайн-сервисы, не работают над поведенческими факторами и так далее. А еще те, кто по-старинке ограничивает свой веб-маркетинг только SEO.

И еще отмечу. В настоящий момент, после того, как было озвучено решение Яндекса, сервисы автоматического продвижения (покупки ссылок) стали рекомендовать срочно закупаться ссылками, повысить свои позиции и получить счастье после ввода нового алгоритма. На мой взгляд, это не сработает, т. к. ссылочные факторы уже сегодня не на первых местах при ранжировании сайтов"

В общем все специалисты единогласны - повода для паники нет. Отмена ссылок - это еще не повод отказываться от SEO, а лишь повод больше уделять внимания юзабилити, контенту и аналитике.