Основатель международной биеннале плаката рассказывает, с какими сложностями столкнулся фестиваль и почему в его истории нельзя ставить точку.

19 сентября в Москве в выставочном пространстве Третьяковской галереи открывается Международная биеннале плаката «Золотая пчела». В этом году фестиваль отмечает свой тридцатилетний юбилей, а проходит он в пятнадцатый раз. Мы встретились с Сергеем Серовым, чтобы узнать, каким будет фестиваль в этом году и какое место занимает плакат в современном дизайне.

— В этом году у «Золотой пчелы» — юбилей. Как последние события сказались на фестивале?

— В этом году мы получили почти 19 тысяч конкурсных работ из 70 стран мира — то есть где-то на треть меньше, чем в прошлый раз. Уменьшилось и количество стран-участниц. Но тем не менее «Золотая пчела» по-прежнему остаётся грандиозным плакатным смотром, крупнейшим в мире. Отборочный комитет отобрал для участия в финальных выставках 853 работы из 47 стран.

Санкции проявили себя в нашей сфере, например, в виде отказа от партнёрства некоторых организаций. Так, «Золотая пчела» всегда проходила под эгидой Международного графического альянса (Alliance Graphique Internationale ― AGI). Но они потребовали убрать их логотип и упоминания о том, что я, Игорь Гурович и Пётр Банков ― члены этого элитного суперклуба. Часть членов международного жюри также присоединились к санкциям, заявили о выходе из состава жюри.

— Насколько я знаю, к жюри конкурса такого уровня выдвигаются довольно жёсткие требования — как вы решали эту проблему?

— Каким-то чудом удалось оперативно подобрать очень неплохие замены. В итоге жюри состоит из семи человек — звёзд мирового дизайна, — представляющих семь стран с трёх континентов. «Пчела» по-прежнему соответствует стандартам международных конкурсов.

— Как всё это отразилось на экспозиции биеннале?

— В работе с выставкой появился не только эстетический, но и этический фильтр. Время требует тактичности, более внимательного отношения к случайным ассоциациям — они могут вызвать не ту эмоциональную реакцию, на которую рассчитывал автор. И если в прошлый раз мы делали экспозицию как «праздник-праздник», то юбилейная «Золотая пчела» в неожиданных новых условиях оказалась более сдержанной.

— Но ведь и предыдущая проходила в довольно непростой ситуации?

— Да, началась пандемия. Локдаун был объявлен в марте, а дедлайн у нас ― в апреле. И в последний момент посыпались плакаты про коронавирус. Увеличивать количество номинаций мы не стали — это была «Золотая пчела ― 14», и количество номинаций было тоже — 14. Поэтому мы продлили дедлайн для этой темы и оформили её как «специальный проект», назвав его «Коронавирус и мы». В нём попытались уйти от иллюстрированных инструкций в духе советского «санпросветплаката», осмыслить тему более глубоко.

Сейчас история повторилась. Известные события начались в конце февраля, до дедлайна 15 апреля оставалось всего полтора месяца. Стали присылать много плакатов на злобу дня, которые мы не могли экспонировать.

В этом году «Пчела» пятнадцатая, и номинаций ― 15. Мы решили не увеличивать их количество, оставив для «Другой жизни», куда переместили эти присланные работы, дедлайн открытым. До февраля в неё присылали плакаты в основном про экологию и коронавирус. Их мы переместили в главную номинацию ― «Просто плакат». А «Другую жизнь» отложили до мирных времён.

В этом году биеннале ― юбилейная, ей исполняется 30 лет. Этому событию посвящена номинация «Полёт „Золотой пчелы“». У меня самого юбилей в этом году, 70-летие. Я готовился к подведению итогов, к заключительному аккорду. Даже визуальный стиль биеннале в этом году сшит из старых стилей с помощью генеративной графики. И вот теперь «дырочка» эта в виде «Другой жизни» с незакрытым дедлайном, с незавершённым гештальтом. Так или иначе, придётся продолжать. Так что я говорю, что это не я провожу «Золотую пчелу», а она меня.

— Расскажите об участниках этого года, можно ли говорить о каких-то трендах?

— Несмотря ни на что, в этом году в «Золотой пчеле» участвуют такие мировые имена, как Алекс Йордан из Франции, группа Cyan из Германии, Марко Кекишев из Эстонии, швейцарцы Стефан Бунди, Никлаус Трокслер, Мартин Вудли… Швейцарская школа графики в XX веке задавала тон всему графическому дизайну. И сегодня, в постмодернистские, компьютерные времена, они по-прежнему удивляют и каждый раз задают высокую планку.

В целом «Золотая пчела ― 15» подтверждает общий тренд, направление развития мирового плаката. Плакат продолжает оставаться лабораторией свежего визуального языка, которая вырабатывает для дизайна гормоны счастья. Продолжает усложняться, дружить с современными технологиями и черпать из этой дружбы новые импульсы.

— Какие современные технологии представлены на выставке?

— На «Золотой пчеле ― 15» целые три экранные номинации, связанные с современными компьютерными технологиями: «Генеративная графика», «Cinema 4D» и «Видеоартдизайн». Это мир «оживших картинок», которые движутся и светятся.



Хонг Ка-Лок, Макао

Я бы вообще описал важное качество современного плаката названием рассказа Виктора Драгунского: «Он живой и светится». Современный плакат хочет быть именно таким ― живым и светящимся.

Дело не только в технологиях. Он светится внутренним свечением, сам становится как бы источником света. Это свет не «отсюда ― туда», а «оттуда ― сюда», как свет экранов наших мобильных телефонов, экранов компьютеров. Можно сказать, что такие плакаты, которые «живые и светятся», по своей сути противостоят мёртвой рутине и большинству окружающего нас унылого коммерческого дизайна.

— Какую ещё номинацию вы могли бы особенно отметить?

— Например, «Красота спасёт мир», посвящённую 200-летию Достоевского. Современный плакат углубляется, приближается к искусству, которое может обращаться и к таким темам, как эстетика Достоевского. Номинация называется не прямо: «Достоевский-200», а через то направление его эстетики, которое нам особенно близко, которое восходит к христианству, — «Красота спасёт мир».

«Золотая пчела» пытается во всём поднимать планку, подталкивать к духовным горизонтам. Задавать и откровенно религиозные вопросы дизайнерам мира, хотя они пишут порой на своих сайтах: «С религиозными темами мы не работаем». А «Золотая пчела» — работает. «Подбрасывает» им такие темы регулярно.

— Востребован ли сегодня в дизайне плакат?

— Прежде всего он востребован среди самих дизайнеров, он им нужен. Для дизайнеров это такой жанр, такая форма творчества, которая позволяет раскрыть свой потенциал, что‑то понять про себя, про свой творческий уровень. Это волшебное зеркало, которое помогает дизайнерам жить, ощущать себя художниками, творцами мира.

Дизайн ― дитя света и свободы. Он питается только светлыми энергиями. Он сам по себе, по своей природе, антипод конфликтов. Он для мира, для обустройства и преображения жизни. Это стремление к свету и добру чувствуется в плакатах всех наших номинаций.

Skillbox Media