Завершился самый престижный фестиваль дизайна в мире Red Dot Design Adward 2016. Россия опять вошла в число победителей, но в этом году среди призеров только шесть российских агентств и один дизайнер. Sostav.ru первым поздравляет лауреатов и разбирается, почему российские агентства перестают штурмовать международные конкурсы.
Red Dot Design Adward – это престижная премия в области дизайна, самый масштабный дизайнерский конкурс в мире. С 1995 года премия присуждается Европейским институтом Центр дизайна земли Северный Рейн. Награда вручается дизайнерам и компаниям-производителям за выдающееся качество и особые достижения в дизайне товаров широкого потребления.
Конкурс проводится в трех категориях: промышленный дизайн, коммуникационный дизайн и концептуальный дизайн. Работы, награжденные премией, выставляются в крупнейшем в мире Музее дизайна Red Dot в Эссене. Победители конкурса получают награду в виде стилизованной «красной точки», дизайн которой был разработан всемирно известным дизайнером Отлем Айхером.
Премия считается самой значимой в области дизайна. В рейтинге креативности АКАР фестивалю присвоено второе место после фестиваля Каннские Львы и статус Black. По этому рейтингу все конкурсы делятся на 4 уровня, причем Black – высший. В него попадают фестивали, у которых не менее 50 стран-участниц и более 3000 работ. Кроме того, членами жюри должны быть обладатели престижных мировых наград и создатели культовых кейсов.
Настоящий прорыв российские агентства совершили в 2015 году: они завоевали на конкурсе 17 наград в разных номинациях. В этом году наград существенно меньше: всего 10. Среди них - 2 победы в категории "Best of the best" и 8 красных точек. Обе работы, взявшие высшую награду, принадлежат московскому агентству Depot WPF.
Алексей Андреев, управляющий партнёр агентства Depot WPF, сопрезидент АБКР
Участие в международных творческих конкурсах — абсолютно неочевидная с точки зрения эффективности история. Простыми словами: это всегда дорого, хлопотно, очень волнительно, с нулевым результатом и разочарованием в финале. Я описал типовую ситуацию. В случае же победы на фестивале счастливый обладатель золотой медали очень скоро понимает, что конверсии творческого достижения в бизнес-результаты не происходит.
Никто из клиентов не бросается сломя голову подписывать многомиллионные контракты с победителем Канн или Ред Дота. И это — вторая волна разочарования. По крайней мере, в брендинге все происходит именно так. Я это говорю как глава компании, получающей все мировые награды подряд на протяжении последних пятнадцати лет. Верьте на слово, друзья, и знайте — денег фестивальные победы не приносят!
А вот затраты на этот «спорт» весьма большие. В Depot WPF они переваливают за 10 млн рублей ежегодно. Тот же Ред Дот берет деньги с участника дважды! Первый раз — за подачу заявки, а второй — если ты, не дай бог, вдруг победил. Обладатели «красных точек» или Бест-оф-зе-бестов платят отдельные и очень приличные денежки за право пользоваться плодами своих побед. С этими и некоторыми другими фактами связано ослабление фестивального движения в России. Наигрались.
Безусловным драйвером и чистым мотивом остаются творческие амбиции агентств и персональных участников, без них креативный ручеек давно бы высох совсем. Однако продолжающийся в стране милый сердцу период упадка и меланхолии способен погасить любые амбиции. Стагнация, кризис. Среднестатистический директор агентства сидит с калькулятором и спрашивает сам себя: во сколько обходятся папаше Дорсету амбиции компании и креативных директоров? Ничего себе! И зачем оно мне надо?
Есть еще один мотив для некоторых, чтобы не участвовать в фестивалях. Да там все схвачено, говорят они: междусобойчик, делят медали среди своих, купили жюри и т. д. Это лузерская, но популярная позиция.
Короче, причин не участвовать в фестивалях значительно больше, чем мотивов для подачи работ на конкурс. Это похоже на ралли Париж-Дакар: тяжело нереально, бешено дорого, но всегда есть пара сотен сумасшедших фанатов этого спорта, тех, кто не взвешивает на весах плюсы и минусы участия. Так и у нас.
Вова Лифанов, арт-директор студии Suprematika
Награда Ред Дот оценивается высшим балом наравне с Канскими львами в рейтинге АКАР, что делает эту награду очень важной в рейтинговании сектора брендинговых агентств. При этом стоимость награды является экстремально высокой, а критерии выбора победителя, на мой взгляд, не совсем прозрачны.
Стоимость подачи проекта варьируется от 1700 евро до 2500 (зависит от награды, которую получает победитель, чем выше - тем дороже). За аналогичные суммы можно подать до 5 проектов на европейские фестивали и 10 на национальные. Поэтому, резюмируя вышесказанное, общий спад в брендинговой сфере, не слишком строгие критерии выбора победителя, а также очень высокая стоимость подачи проекта и делают Рэд дот такой непопулярной среди российских агентств.
Ситуацию с стремительным уменьшением числа российских агентств на престижных международных конкурсах прокомментировал Олег Бериев, сопрезидент отраслевой ассоциации АБКР и основатель брендингового агентства Mildberry.
Олег Бериев, основатель и управляющий партнер Mildberry, сопрезидент АБКР
1) Индустрия, как и вся страна, уже второй год живёт в экономике "негатива". Запроса на креатив нет, есть запрос на эффективные решения, а это не то же самое.
2) Часто победа в конкурсе - это победа фейков над фейками. Возможно, многих это отталкивает. Одни считают недостойным отправлять фейки, другие не хотят конкурировать с фейками.
3) Конкурсы – это ярмарки тщеславия, процветающие в определённых условиях, которых сейчас нет.
4) Конкурсы и фестивали изживают себя как формат. Раньше они были доступны немногим компаниям, способным собирать таланты, формировать особые условия, владеть профессиональными секретами и иметь удовольствие работать на "сладких" клиентов. Раньше творчество и дизайн были "таинством". Сейчас - комммодити.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Дизайн
- →
- Итоги Red Dot 2016: куда пропали россияне?
Дизайн
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат