Рекламное агентство JWT из Сан-Паулу придумало виртуальный замок, запирающий холодильник на ночь. Дабы защитить хранящуюся в нем еду от ночных налетов своего хозяина. Ноу-хау устройства в том, что оно подключено к интернету. Ну и что?

А то, что, повесь вы такой замок, ваши друзья в социальных сетях узнают о ваших поползновениях, едва вы откроете дверь холодильника. Возможно, кто-то из них успеет вас отговорить. Но в любом случае, они узнают о том, что вы не сдержались, что вы - слабак.



Очевидно, что ставка здесь делалась на чувство стыда. Такие эмоции, как гордость и стыд, сильно влияют на наши решения. Известно, что социальное устыжение эффективнее наказаний и штрафов. В подтверждение приведу пару примеров (из книги Келли Макгонигал "Сила воли").

Если вас поймают за кражу в продуктовом магазине манхэттенского Чайна-тауна, то заставят сфотографироваться с товаром, который вы собирались стянуть. Фото повесят на доску позора возле кассы и подпишут ваши имя, адрес и специализацию: "Большой вор".

Когда чикагская полиция стала публиковать в местной газете имена и фото мужчин, пойманных у проституток, число любителей интим-услуг в городе резко упало. Больше всего мужчины боялись, что об их похождениях узнают супруга, друзья и сослуживцы. Такого эффекта не давали до этого ни угроза лишения водительских прав, ни штраф от $1000.

Кстати, метод публичного посрамления с успехом используется в Facebook. Для многих сотрудников публичная порка страшней персонального выговора. Никакие угрозы начальника не сравнятся со страхом впасть в немилость к своей команде.