Психолог Анетта Орлова детально разобрала несколько политических лозунгов, которые в разное время были у нас на слуху, и оценила степень их эффективности.
25 лет тому назад был придуман знаменитый политический лозунг «Да—да—нет—да», который появился благодаря общероссийскому референдуму 1993 года. Подготовка к голосованию сопровождалась мощной агитационной кампанией в СМИ, где яркий, запоминающийся слоган как бы подсказывал россиянам, какое решение им стоить принять. Из четырех вопросов лишь на один — о переизбрании президента — требовался отрицательный ответ. Сегодня история знает множество других политических лозунгов, одни западают нам в душу, другие остаются незамеченными. АиФ.ru попросил психолога и радиоведущую Анетту Орлову проанализировать некоторые из них.
«А что Титов?» — дефицит информации
Здесь мы видим явный расчёт на то, что дефицит информации будет заставлять мозг вновь и вновь пытаться достроить недостающие детали, а внимание постоянно будет возвращаться к самому кандидату.
Откровенно говоря, лозунг для 2018 года не очень креативный. Находкой политтехнологов его явно не назовешь!
Более того, если речь идет о выборах президента, а не о тизере блокбастера, то для аудитории важны такие критерии как фундаментальность, доверие, сила, позитивные перспективы! Отдавая свой голос за определенного человека, людям важно найти ответы на свои внутренние вопросы именно в политическом лозунге кандидата. А здесь мы, наоборот, видим одни вопросы. Увы, в попытке привлечь внимание сильно пострадала эффективность по критерию «позитивной перспективы».
«Догоним и перегоним Америку!» — цель поставлена
Для советского человека именно коллективизм был основной ценностью в жизни, и такой лозунг объединял и включал соревновательный дух! Америка становилась неким мерилом, целью или мишенью, во всяком случае, у людей появлялась цель!
Однако у данного лозунга есть и минусы: он призывает к конкурентному поведению и исключает акцент на собственном видении ситуации.
«Голосуй, или проиграешь» — работа с контрастами
Призыв к действию на контрасте. Даётся два нетождественных понятия, а скрытый смысл заключается в том, что они воспринимаются людьми как два полюса одного процесса!
Если ты выбираешь, ты побеждаешь. Не идти на выборы автоматически означает поражение. Конечно, данный лозунг лучше всего воспринимается молодой аудиторией, склонной к активности. Замечу, что смысл во фразе до конца не прописывается, однако люди легко его извлекают и трансформирует на нужный лад. Существенный минус: данный лозунг может вызывать лишь краткосрочную импульсивную реакцию вместо выверенного решения!
«Выбирай сердцем» — акцент на женскую аудиторию
Нашу психическую жизнь условно можно поделить на рациональную и эмоциональную. Исходя из этого, можно сделать вывод, что концепт «сердце» в лозунге будет лучше восприниматься эмоционалами, ведь это ассоциируется с душой, искренностью, человечностью.
Общий смысл высказывания подразумевает, что выбор кандидата (Ельцина) — это выбор сердца, а значит, он верный! Косвенное внушение заключается в том, что твоё сердце лучше всех знает, кого именно надо выбирать, никакой дополнительный анализ не нужен.
Этот лозунг в большей степени будет эффективно влиять на женскую аудиторию, ведь процесс принятия решений у мужчин строится иначе, апеллирование к эмоциям, наоборот, может их отталкивать.
«Против всех» — для тех, кто не определился
Учитывая, что этот лозунг достаточно прямой, содержит негативное обобщение и желание отвергнуть окружение, он напоминает реакцию «эмансипации», свойственную подросткам. Прошу не путать с женской эмансипацией, когда отвергаются все правила и авторитеты.
Лозунг «Против всех» хорошо ориентирован на молодёжь. Особенно — на тех, кто не определился, или на тех, кто разочаровался.
Минусы данного лозунга заключаются в том, что наряду с отрицанием и противостоянием отсутствует положительная перспектива будущей деятельности.
«Да, да, нет, да» — иллюзия самостоятельности
Выбран один вопрос, на который нам «подсказывают» ответ «нет», чтобы остальные три «да» были восприняты как верные, ведь если бы было четыре «да», то не привлекалось бы такого внимания и в целом интерес у аудитории отсутствовал бы.
Такая обманчивая альтернатива хорошо действует. С одной стороны, человек ощущает, что он «сам принимает решение», с другой — за него уже давно все решили.
«Сделаем Америку снова великой!» — причастность каждого к результату
В данном случае создается ощущение, что Америка не столь велика, как была прежде, и Дональд Трамп якобы выдвигает свою кандидатуру в тяжелые для страны времена. В то же время он напоминает о величии, что переносит аудиторию в светлое будущее. А то, что он не использует императивный глагол, а присоединяется к своей аудитории, — «сделаем» — создает ощущение, что весь народ к этому причастен. По факту Трамп — это тот лидер, который вместе со своим народом может сделать страну снова великой, и это ключевое значение. В данном случае есть проблема и желаемый результат, и именно Трамп (согласно лозунгу) — проводник, ведущий к этому результату.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Креатив
- →
- Креатива через край
Креатив
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат