Около трети работодателей в России считают полезной проверку соискателей на детекторе лжи: этот метод используют в компаниях добывающей отрасли, ОПК, ИТ и банковской сфере. Еще 15 процентов обращают внимание на знак зодиака: самыми лучшими работниками при этом принято считать Козерогов, Овнов и Львов. Как натальная карта помогает понять потенциал сотрудников, почему зумеры относятся к гаданию по звездам лояльнее других и стоит ли устраиваться на работу после окончания ретроградного Меркурия — в материале «Ленты.ру».
Только 6 процентов работодателей тестируют соискателей на полиграфе
Больше трети работодателей в России (36 процентов) считают полезной проверку будущих сотрудников на полиграфе при трудоустройстве. Об этом говорится в опросе SuperJob, в котором приняли участие менеджеры по персоналу и представители кадровых служб.
Полиграф, или детектор лжи — это прибор, который используется для выявления лжи человека с помощью регистрации его физиологических реакций. Несмотря на то что специфических реакций на неправду не существует, метод является довольно популярным.
36 %
работодателей в России
считают полезной проверку будущих сотрудников на полиграфе
О том, что проверки на полиграфе нужны при найме на любые позиции, заявил только 1 процент опрошенных. Более трети (35 процентов опрошенных) считают, что такие действия имеют смысл при устройстве человека на определенные должности, в основном связанные с финансами. По факту же к использованию полиграфа в реальной жизни прибегают 6 процентов респондентов.
Наибольшую лояльность к таким испытаниям продемонстрировали зумеры: 77 процентов опрошенных до 24 лет дали понять, что спокойно смотрят на подобные тестирования. А вот люди среднего возраста (от 35 до 45 лет) оказались к ним менее терпимыми и признались в «настороженном» отношении.
Для работодателей тщательный отбор с использованием всевозможных проверок — способ справиться с экономической неопределенностью, считает управляющий партнер RusPartners Дина Акимова. Не имея возможности контролировать внешние процессы, многие из них делают акцент на процессы внутренние: организуют психологические тестирования, проверяют сотрудников на полиграфе. А кто-то использует астрологию и нумерологию. При этом одни работодатели довольствуются уточнением знака зодиака, а другие просят специалистов составить для кандидата индивидуальный гороскоп.
«Больше всего при подборе персонала к астрологу обращаются работодатели, которые ищут сотрудников в сферу продаж» , — говорит практикующий астролог Полина Рыбакова. По ее словам, с помощью астрологии часто ищут продавцов, сотрудников сферы маркетинга и рекламы.
В последнее время популярным становится подбор по знаку зодиака специалистов IT-профессий, в том числе — руководителей IT-проектов, рассказала «Ленте.ру» HR-директор Unicon Outsourcing Оксана Сырых.
К числу самых трудолюбивых кандидатов относят Козерогов, Овнов и Львов
В том, что астрологические данные играют для них важную роль, признались 15 процентов руководителей фирм, опрошенных сервисами «Работа.ру» и «Сберподбор». По мнению половины из них, лучшими кандидатами являются Козероги. На второй строчке в этом рейтинге расположились Львы, а на третьей — Овны. Также в первой пятерке — Девы и Стрельцы, а замыкают список Скорпионы и Раки.
Некоторые эксперты видят в таком подходе создание дополнительных барьеров на пути соискателей. Последние и без того избалованы высоким спросом в условиях дефицита на рынке труда, отмечают они. Те, кто знает себе цену, с высокой вероятностью не захотят долго ждать, и скорее предпочтут работодателя, не обременяющего их долгими проверками.
15 %
руководителей фирм
заявили о важности астрологических прогнозов в принятии решений
В 4 процентах компаний рекрутеры учитывают совместимость гороскопов при поиске сотрудников, подсчитали в кадровом агентстве Superjob.ru. Иногда HR-специалистам ставят задачу подобрать людей конкретных знаков зодиака. Финансовый директор одной из компаний, к примеру, искал себе ассистента по знаку зодиака Весы, а руководитель отдела продаж еще одной фирмы рассматривал исключительно Раков.
«В ходе моего собеседования гендиректор периодически смотрел в стеклянный шар для предсказаний — и в конце интервью заявил, что я не подхожу ему как сотрудник, но могла бы стать хорошей женой», — поделилась одна из соискательниц. Работать в эту компанию она не пошла.
В hh.ru внимание работодателей к гороскопам и вовсе сочли дискриминацией. Человек не выбирает свой знак зодиака, и последний не имеет никакого отношения к работе, добавили там. По словам пресс-секретаря Александра Джабарова, сервиc блокирует подобные требования, если они встречаются в вакансиях.
Издательства и маркетплейсы отмечают, что интерес к эзотерике в России вырос в последние два года. Это может быть связано с эпидемией коронавируса и военными действиями на Украине — чередой событий, трудно поддающихся прогнозированию и выбивающих у работодателей почву из-под ног, полагают они.
Проверки сотрудников на честность распространены в ОПК и IT
Статистика в 6 процентов не в полной мере отражает существующие реалии, рассказала «Ленте.ру» эксперт-профайлер и полиграфолог Юлия Норман. Она работает по этой специальности уже 20 лет и отмечает, что компаний, работающих с детектором лжи по факту больше. «Проверки сотрудников на полиграфе широко применяются в компаниях добывающей отрасли, ОПК, в банковской сфере», — поделилась полиграфолог.
По словам PR-специалиста Simplity Маргариты Атаян, полиграф используют и в сфере кибербезопасности, в которую также входит комплаенс, IT, мониторинг и многое другое. Также проверки такого рода используются на позициях в продажах, маркетинге, закупках и логистике, добавила руководитель направления «Химия, оборудование, агросектор» рекрутинговой компании get experts Юлия Бутаева.
Во время пандемии бизнес (особенно малый и средний) отказывался от использования полиграфа из-за контактности метода, да и многие сотрудники работали на удаленке, вспоминает Норман. Но с конца 2022 года количество проверок на полиграфе выросло. При этом крупные компании зачастую берут полиграфологов в штат. Средние и мелкие отдают эту функцию на аутсорс.
Simplity занимается информационной безопасностью. Ее сотрудники имеют дело с коммерческой тайной и данными крупных компаний, поэтому прохождение полиграфа — обязательная процедура для соискателей.
Нам очень важно быть уверенным в кандидате, учитывая специфику деятельности. Хорошие результаты полиграфа гарантируют, что мы как работодатель можем быть уверены в своем сотруднике. В его благонадежности, необходимых моральных качествах, таких как честность, порядочность, уравновешенность. Соответственно, клиенты могут быть уверены в подрядчике в нашем лице
Маргарита Атаян
PR-специалист Simplity
Тестирование на полиграфе проходят не только новички, но и действующие работники: например, при переходе на вышестоящую должность. Также этот метод используют при проведении внутренних расследований. Точность прогноза на полиграфе составляет 90-98 процентов, говорит Сырых. Поэтому проверку на детекторе лжи можно назвать надежным и валидным исследованием, убеждена она.
Большая часть соискателей относится к такой практике лояльно: так, 67 процентов опрошенных порталом SuperJob заявили, что готовы пройти тестирование на полиграфе. Против выступила пятая часть респондентов (21 процент участников опроса).
Проверка соискателя на полиграфе возможна только при наличии у работодателя соответствующих ЛНА (локальных нормативных актов), подчеркивает собеседница «Ленты.ру. Также необходимо письменное согласие кандидата на обработку его персональных данных и на проведение такого рода исследования. Испытуемому следует заранее разъяснить, что он может прервать испытание после любого вопроса. Вдобавок ему нужно помнить, что отказ в трудоустройстве только на основании результатов опроса на полиграфе можно трактовать как необоснованный, рассказывает Сырых.
Стоимость исследования на полиграфе достигает 8 тысяч рублей
Кандидаты, работающие на высоких должностях, как правило, с большей готовностью соглашаются на прохождение полиграфа, объясняет Бутаева. Эксперт связывает это с привычностью для них данного инструмента.
Соискателей, которые отказываются от прохождения полиграфа, в Simplity сразу отсекают. «Вероятно, человеку есть что скрывать, а мы не готовы рисковать репутацией», — объясняет представительница компании. Но готовность пройти проверку еще не гарантирует трудоустройства: кандидат может получить отказ уже по ее итогу.
Чаще всего мы сталкиваемся со сложностью выделить время для прохождения полиграфа. Процедура может занять около 4-х часов, поэтому по сравнению с уже привычными нам онлайн-этапами интервью это кажется целой масштабной процедурой с необходимостью брать выходной или отлучаться на половину рабочего дня
Юлия Бутаева
руководитель направления «Химия, оборудование, агросектор» рекрутинговой компании get experts
Прохождение детектора лжи одним соискателем стоит компании несколько тысяч рублей, констатируют в Simplity. Компания ведет подсчет расходов на кадровую работу, поэтому этапу полиграфа там предшествует многоступенчатое психологическое тестирование. Оно выявляет темперамент человека, уровень агрессии, мотивацию, нравственные координаты, которыми он руководствуется. По словам HR-директора Unicon Outsourcing, стоимость исследования на полиграфе варьируется в зависимости от контекста, количества вопросов и решаемых задач и в среднем составляет от 8 тысяч рублей за человека.
«Психологическое тестирование закрывает сразу две задачи: во-первых, дает понимание, сработается ли человек с коллективом, и во-вторых, стоит ли его отправлять на полиграф. Психотест способен выступить в роли "звонка" — наш это человек или нет», — утверждает Атаян.
Астрологический разбор обходится компаниям в 5-12 тысяч рублей
Число собственников бизнеса, которые подбирают персонал с помощью астрологии, продолжает расти, поделилась своими наблюдениями с «Лентой.ру» Рыбакова. Таким образом подбираются кандидаты на должности любого звена: от рядовых сотрудников до управленцев.
Астрологический анализ нередко используется в компаниях совершенно разных отраслей при найме руководителей высшего звена, говорит астролог по бизнесу и отношениям Борис Зак. «Во-первых, за анализ такого специалиста легче заплатить, так как такой астрологический разбор стоит в среднем от 10 тысяч рублей. Во-вторых, такой разбор покажет, как деятельность руководителя скажется на компании — что бизнес получит, а что потеряет от найма менеджера», — приводит он показательные примеры. По словам Сырых, стоимость таких исследований варьируется в зависимости от опыта, портфолио и наличия рекомендаций у специалиста и в среднем составляет от 12 тысяч рублей за человека.
В компании Pro-Vision всплеск интереса к HR-астрологии зафиксировали в пандемию, когда привлекли на аутсорс сразу нескольких специалистов по подбору персонала. Некоторые из них параллельно с прайсом на стандартный пакет рекрутинговых услуг прислали расценки на некие «дополнительные опции», рассказал президент группы компаний Владимир Виноградов. Как оказалось, речь идет о составлении натальной карты кандидатов. Рекрутеры утверждали, что такой подход позволяет оценить потенциал работника применительно к конкретной должности.
«Так, в коммуникационное агентство предлагали рассматривать людей с активным третьим домом и непораженным Меркурием. А при подборе на стратегические позиции рекомендовали обращать внимание на то, чтобы в натальной карте основные социальные планеты (Юпитер и Сатурн) не имели напряженных аспектов», — делится Виноградов. Для юрлиц стоимость такой услуги начиналась с 5 тысяч рублей.
Тогда же в Pro-Vision обратили внимание на рост резюме соискателей с указанием не только даты, но и точного времени (вплоть до минуты) и места рождения. В основном такие анкеты приходили от кандидатов из поколения Z.
Зумеры вполне адекватно, можно даже сказать, серьезно относятся к подобным запросам. Они готовы делиться своими персональными данными, чтобы оценить компанию не только рационально, но и на соответствие work-life balance и реализации своей кармической задачи
Владимир Виноградов
президент группы компаний Pro-Vision
«В моей практике были случаи, когда для оценки благонадежности и потенциала будущего работника использовали метод физиогномики и астрологию», — рассказывает Сырых. Причем в ряде компаний для рекрутеров обязательным требованием был первичный отбор соискателей только по фотографии и дате рождения.
Физиогномика, на ее взгляд, действительно может помочь сформировать представление о характере человека, но для применения такого подхода важно обладать отличными знаниями и опытом работы с методикой. К тому же любую фотографию сейчас несложно обработать до неузнаваемости, изменив и скорректировав черты лица. «Некоторые соискатели, претендовавшие на определенные позиции в нашей компании, уже использовали при онлайн-интервью цифровые маски и даже меняли голос при помощи нейросети», — вспоминает собеседница «Ленты.ру».
Как с помощью нумерологии определяют «потенциал сотрудника»
Астрология гарантирует очень точные характеристики талантов, умений, навыков человека, поэтому подобрать подходящую кандидатуру на должность с помощью нее гораздо легче, говорит Рыбакова.
«Вы избегаете ошибок, ведь работник может не всегда рассказать о себе все, а также может просто не знать своих врожденных талантов. А астрология все видит и дает четкий совет, подходит сотрудник для выполнения конкретных обязанностей или нет», — объясняет она. По словам эксперта, астрология в этом случае работает лучше полиграфа, так как она не просто отвечает на вопросы, но и дает советы.
Нумерологический и астрологический разбор позволяют понять, насколько потенциал человека соответствует предлагаемой вакансии, убежден Зак. Такая проверка покажет и вероятность скорого ухода человека с позиции, на которую он собеседуется, добавляет он. Свои утверждения эксперт иллюстрирует примерами из практики.
На вакансию менеджера по продажам взяли женщину, которая с трудом выдерживает работу в условиях жесткого прессинга со стороны начальства. А в отделе работа была построена именно так: руководитель отдела продаж на всех давил, подгонял, много кричал. В итоге женщина сначала стала регулярно заболевать, и это были не отговорки. А потом и вовсе уволилась, не выдержав давления
Борис Зак
астролог по бизнесу и отношениям
По его словам, на этапе найма с помощью этих инструментов потенциальную сотрудницу не разбирали. Однако пост-анализ показал ее несоответствие занимаемой должности.
Астрологический и нумерологический разборы кандидатов, как правило, проводят в компаниях, где важны Soft Skills (в переводе с английского — «гибкие навыки»), делится Зак своими наблюдениями. Это связано не столько с самими кандидатами, сколько с рекрутерами и руководителями: в таких компаниях они больше готовы рассматривать нетрадиционные методы подбора персонала, объясняет он.
«Если говорить про нумерологический анализ, то тут и согласие кандидата не нужно, ведь для нумерологии достаточно даты рождения, а она указана в резюме. Поэтому кандидаты часто не знают, что их разбирают», — приоткрывает внутрянку такой работы собеседник. В астрологическом анализе для полноты картины важны время и город рождения. Но большая часть руководителей спокойно относятся к тому, что у них запрашивают эти данные, а многие и сами регулярно обращаются к астрологам.
«В подборе персонала нет места тонким материям и домыслам»
Некоторые работодатели идут дальше и самостоятельно составляют кандидату астрологический гороскоп.
«При отборе сотрудников я делаю два расчета, — рассказывает руководитель школы Васту (индийский фэншуй) Владислав Маркелл. — Первый — действительно ли у соискателя есть подходящие черты на должность. Это те вещи, которые на собеседовании не увидишь. Кандидаты часто пытаются приписать себе качества, которых нет, лишь бы взяли». Второй расчет касается совместимости самого Маркелла с кандидатом и сотрудников между собой.
По словам эксперта, подход является рабочим: таким образом ему, к примеру, удалось подобрать человека на позицию куратора школы. Расчеты дали гладкий результат, и за год у специалиста не возникло ни одной претензии к этому человеку. Но был и обратный пример, когда руководитель школы Васту взял человека на работу, невзирая на «скверную совместимость с ним».
«У нас была несовместимость по речи, делам и критике. В итоге было чувство, что я говорил с сотрудником по-китайски», — вспоминает Маркелл. В будущем он намерен твердо следовать результатам астрологической диагностики, и «бескомпромиссно выносить вердикт по всем кандидатам».
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Аналитика
- →
- Дедлайны по фазам луны
Аналитика
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат