Зачем молодые звезды TikTok объединяются в команды и живут под одной крышей, кто стоит за их успехом и огромными рекламными контрактами и сколько можно заработать на раскрутке блогеров в социальных сетях? Обо всем этом — в большом спецвыпуске Forbes Digest



Сегодня китайский видеосервис TikTok у всех на слуху: он обогнал Instagram по популярности, у него более 2 млрд скачиваний, им пользуется каждый седьмой россиянин. Из-за этого приложения развернулась широкая общественная дискуссия. Многие обвиняют тиктокеров в том, что они демотивируют молодежь: зачем идти учиться, получать диплом, работать по специальности, если можно снимать танцы, выкладывать их в соцсеть и зарабатывать на этом миллионы. Но так ли это просто на самом деле? В этом выпуске — история TikTok, досье его создателей, интервью с большими продюсерами и главными звездами видеосервиса в России.

Герман Черных, продюсер XO Team

XO Team House — резиденция молодых звезд TikTok, которые вместе живут и снимают видео для соцсетей. Среди участников проекта — Анна Калашник (hahadetka, 4,7 млн подписчиков), Влад Хошин (2,4 млн), Тимур Сорокин (2 млн), Николай Пак (407 000) и другие.

«У нас тут постоянно живут человек девять. Некоторые остаются, некоторые переезжают в квартиры, потому что слишком много людей в одном месте — это тоже сложно. Мы это практикуем уже давно. Три года назад мы сделали проект ХО Light, который имел шесть сезонов. Шесть сезонов мы реально жили вместе, правда, в последний сезон мы уже переехали в Москву в квартиры. В целом мне всегда нравилась эта концепция. Это зашло еще и в Америке: у них была такая команда Team 10 (креативное агентство, созданное в 2017 году Джейком Полом. Он и его друзья сняли особняк в Лос-Анжелесе. Молодых людей объединяло желание покорить Голливуд. — Forbes). Они все жили вместе. Это просто удобно, когда много блогеров вместе живут, делают контент, коллаборируются постоянно. Это лучший способ коллаборации и подъема всем участникам количества подписчиков и популярности».

Артур Бабич, 7,3 млн подписчиков

«Я начинал с того, что переодевался в женские образы, красил губы, а у меня отец — армянин, и он к этому не очень хорошо относился, говорил, что я немножечко дурачок. А когда он понял, что мне это нравится, он сказал: «Ладно, давай». И сейчас, когда он видит, что я уже в Москве снимаюсь с популярными личностями, со звездами, то вообще мной гордится.

У меня первое видео «стрельнуло» — это 30 миллионов просмотров в TikTok. Как раз оно принесло мне плюс 200 000 подписчиков, после чего начал расти мой аккаунт. Я на это видео потратил бутылку колы, одно мороженое и две пачки чипсов, потому что было несколько дублей. И вот после этого все пошло».

Даня Милохин, 9,6 млн подписчиков

«Работой это сложно назвать, потому что в первую очередь мне это нравится. Чем занимаюсь? Я снимаю контент, зарабатываю, радую людей. Как правило, у блогеров, которые пытаются взлететь, вроде все получается, но когда они одни, это намного сложнее. У меня был момент, когда я почти погас. То есть был какой-то кризис в (производстве) контента, и ребята говорили: «Даня, погнали то снимем, погнали это снимем». То есть они подбадривали меня, и благодаря этому, получается, я восстановился. Каждый каждого поддерживает, и так намного проще.

Я из Оренбурга, жил там с 3 до 13 лет в детском доме. Потом нас — у меня есть родной старший брат — забрала приемная семья. Мы жили в Оренбурге, затем переехали в Анапу. В 16 лет я от них ушел, потому что не хотел учиться, не хотел ничего — я много проблем им приносил. Но ушел не из-за того, что проблемы приношу, а потому что не хотел делать то, чем они хотели меня заставить заниматься. В 16 лет я сначала жил один в Анапе, иногда ездил к друзьям, бывало, жил на улице. Работал официантом, зарабатывал 1000 рублей в день и тут же тратил, ничего не копил. Я понимал, что в 18 лет мне придет сумма, которая положена всем приемным детям, — там было тысяч двести, наверное. Я понимал, что на эту сумму я куплю себе нормальный телефон, потому что у меня его не было — я у подруги брал (смартфон), чтобы снимать, — и перееду в Москву. То есть я понимал, что все наладится, как бы плохо (в моменте) не было.

6 декабря мне исполняется 18 лет, 7 декабря я покупаю себя iPhone и 8 декабря улетаю в Москву к другу, который сейчас также в команде. Мой аккаунт к тому моменту уже раскрутился — было где-то около миллиона подписчиков. Я прилетел в Москву, мы с ним (до этого) почти не общались, но он понимал, что для него это будет какой-то хайп, если мы начнем снимать (жилье) вместе. А я понимал, что не смогу один жить. В итоге мы сдружились, и у нас была «TikTok-квартира».

Маха Горячева, 5,2 млн подписчиков

«Я вообще начинала на ask.fm — это сайт, где задают вопросы и отвечают на них. И я там стала первым блогером по России, у меня было больше всего лайков и подписчиков. Наверное, все началось с того, что я просто захотела хоть как-то зарабатывать. Меня сильно урезали в бюджете (в семье), и я поняла, что так дело не пойдет. А мне хотелось, естественно, все красивенькое: ходить куда-то, кушать что-то вкусное. На ask.fm была такая система: лайкаешь какого-то человека, и все твои подписчики его видят. Я очень редко лайкала — в месяц по 5 лайков буквально ставила, потому что это слишком сильно форсилось и люди благодаря этому становились популярными. Меня это не то чтобы расстраивало, но это было глупо. И я поняла, что надо это продавать, и сделала специальную подписку на лайки. Можно было купить у меня ответ с отметкой. Я сделала себе целый отдельный листочек, где у меня все было расписано. Я просто «нарулила» это где-то в своей голове, что надо сделать вот так. В итоге за первый месяц я заработала 50 000 рублей на этом.

Потом ушла в Instagram. Туда все ушли. И у меня очень долго не получалось (раскрутиться) — три года все падало до такой степени, что я уже думала: все, конец, c блогерством заканчиваем. А потом в один момент как взлетела — уже на TikTok».

Аня Калашник (hahadetka), 4,7 млн подписчиков

«Раньше у меня вообще не было возможности снимать (ролики) — у меня была очень некрасивая квартира, там даже белой стены не было, на фоне которой можно было бы снимать видео. И я собирала все вещи и ехала на другой конец города к тете, у которой тогда шел ремонт. Она уходила на работу, отдавала мне ключи, и я целый день снимала у нее «тиктоки» на неделю. А затем, когда моя популярность возросла, я уже стала себе позволять на неделю выйти из TikTok, снимать реже. Но видео все равно заходят. И я сейчас больше делаю упор на YouTube.

Я из очень бедной семьи, средней такой. То есть мама все время отдавала мне последнее, а себя обделяла. В знак благодарности, когда я стала зарабатывать, я ей сказала: «Ты можешь не работать, я буду тебя обеспечивать». Но вы, ребята, так не делайте. Это очень испортило наши отношения, и я сейчас хочу, чтобы она нашла работу. Я ей помогу с бизнесом. Она хочет открыть свой магазин игрушек — занимается разными куклами. Бывают старые куклы — британские, немецкие — очень красивые. Еще она классно шьет и вяжет. Вот я хочу, чтобы она в это творческое русло ушла».

Тимур Сорокин, 2 млн подписчиков

«Я занимаюсь музыкой, и я понял, что будет очень круто, если я ворвусь (в TikTok) с треком. Я написал очень прикольный авторский трек «XO Life». Сейчас у видео на него уже более 2 млн просмотров. Тут у нас есть много всего: у нас был проект XO Life, XO Team, XO Production, и сейчас, кстати, будет музыкальный лейбл — Герман (Черных) над ним уже работает. Мы же сделали песню для меня, Еве (Миллер, блогеру на TikTok. — Forbes) песню записали и сейчас будем очень плотно этим заниматься. Мы хотим выйти на большой рынок в России, и, может быть, это даже дальше пойдет. Это будет очень большой проект, и о нем еще никто не знает».

Макс Мерш, 1,5 млн подписчиков

«Мне 19 лет, я родился в Пскове. Я закончил всего 9 классов. В 7-м классе я начал увлекаться YouTube — не снимать, а просто смотреть блоги. Я помогал отцу на работе, на стройке, вставал в 6 утра и понял, что это слишком сложно для меня. После 9-го класса я поступил на повара, отучился там год и подумал: «Ну, как-то не то». Попросил у мамы, чтоб меня оттуда «числанули» (отчислили. — Forbes). Меня «числанули». Где-то месяц я был дома, потом думаю: «Нет, пойду-ка я на сварку». Папа пошутил, что я варил сначала овощи, теперь — железо. Я там тоже отучился год — то есть два года потерял, можно считать. И тоже оттуда ушел — уже в блогерство. Сказал: «Пап, я уезжаю в Москву». У меня папа очень строгий, я думал: «Не, он не отпустит». Но он сказал: «Если хочешь, бросай. Если у тебя не получится что-то, я научу тебя класть плитку».

Первые 2-3 месяца я жил с девушкой. У меня были деньги — наверное, тысяч тридцать. В принципе хватало. Потом 2 месяца у меня было «по нулям», мне вообще никто не писал, и рекламы не было. И тут нас зовут в XO Team, и я начал зарабатывать».

Рустем Богданов, продюсер тиктокеров, основатель «ПЦ»

Среди резидентов продюсерского центра «ПЦ» — 420 тиктокеров из России, СНГ, США, в том числе Дина Саева (13,9 млн подписчиков), Макс Браун (6,4 млн), Алексей Савко (6,1 млн), близнецы Алина и Кристина (5,5 млн), Марьяна Ро (4,9 млн) и другие популярные блогеры.

«Те блогеры, которые попытались нас кинуть… Было два таких случая, причем это были первые версии договоров — слабенькие. Мы тогда еще плохо их (блогеров) знали. Мы выиграли в трех инстанциях, и блогеры выплачивают деньги. То, что делает госпожа Саева (продает рекламу в соцсетях в обход «ПЦ». — Forbes), наверное, приведет ее к примерно таким же разбирательствам. Контракт с ее юрлицом — там достаточно хорошее хождение денег — исполняется, и у нас есть факты того, что она в какой-то момент поступала нечестно. Естественно, мы спросим за это. Судебные дела в России, особенно в момент самоизоляции, — это достаточно сложные вещи. Да и само судебное дело — это все равно долгая история. Но если накапливать на себе негативную карму, которая прописана в контракте, в какой-то момент это выстрелит.

Нужно понимать, что доходность TikTok у нас составляла порядка $2-3 млн в 2019 году. В 2020 году — год не закончен, говорить пока рано. Но это чисто stake (доля), который приходился на TikTok. Мы — кроссплатформенный продюсерский центр, мы есть и в Instagram, и в YouTube. Так что TikTok тогда приносил столько, сейчас он может приносить больше. Из-за пандемии сейчас немножко сократились бюджеты, но мелких чеков приходит очень много. Сейчас очень много брендов. Что изменилось? Организовывают тендеры на TikTok. Раньше этого не было. Это значит, все признали, что рынок существует, на нем есть серьезные игроки. Госсегмент начал обращать внимание на TikTok. Но именно с госсегментом пока все построено достаточно плохо, потому что чуть ли не в конвертах деньги пытаются заносить. Мы с наличными деньгами не работаем. А пока до нас доходят те, кто завалил рекламные кампании, — у них осталось немножко налички, и они хотят охват получить. Думаю, в ближайший год весь этот GR с TikTok выйдет на новый уровень и наконец-то начнутся правильные рекламные кампании».

Ярослав Андреев, основатель агентства блогеров WildJam, продюсер Dream Team House

В марте 2020 года Андреев собрал 13 звезд TikTok в Dream Team House — это загородный дом, где блогеры вместе живут и снимают видео. Среди резидентов — Даня Милохин, Артур Бабич, Ира Блан, Маха Горячева и другие.

«Смотри, TikTok — это в первую очередь платформа детского и молодежного контента, развлекательного, очень легкого, когда ты хочешь просто провести время и не запариться. Соответственно, она в первую очередь генерирует аудиторию, а там, где есть аудитория, есть и деньги. Но из-за того, что мы, российское общество, очень консервативны — мы все еще любим газеты, мы все еще любим наружную рекламу, интернет для нас — «на сдачу»… Вот блогеры — это «на сдачу», а TikTok — это «на сдачу» от блогеров.

Я помню время, когда я начинал работать в YouTube, потом — с Instagram-блогерами. И блогеры не зарабатывали практически ничего. И точно такое же было отношение: Instagram не приносит ничего, все уже в YouTube. И я говорил: да, все так и есть, но со временем придет. То же самое сейчас будет и с TikTok».