Две тяжеловесных околовоенных биографических драмы подряд — для любого режиссёра-дебютанта это был бы диагноз, если не сказать приговор. Потому что одно дело какой-нибудь Спилберг на старости лет живописует боевых коней, хотя тут тематика ближе к Иствуду с его Иводзимой. Но это старая школа, она если ворочает глыбами, то по крайней мере опираясь на свой огромный опыт в профессии и на не менее огромный вес в этом бизнесе.

Когда это же делает новичок, то к нему сразу возникает масса вопросов, даже если его (или, в данном случае, её) зовут Анжелина Джоли. В этом смысле Энджи, берясь за «Несломленного», с самого начала напоминала эдакого Архимеда, который собрался перевернуть Землю, так и не добыв себе точку опоры. То есть, конечно, точка опоры у неё была, но достаточно шаткая — любовь публики и общая благосклонность тусовки. Иначе бы ей даже денег столько не дали. Но хватит ли этого для изначально оскароносного замаха?

Увы, для этого, как бы ни принято было думать, требуется в первую очередь талант и мастерство. Последнее можно на время одолжить, набрав в команду невероятных профи вроде Роджера Дикинса или тех же Коэнов, но рано или поздно они, сделав своё дело, обязательно отойдут в сторону, и тогда нахальный реджи, потея, окажется в свете софитов один и будет держать ответ, что же он такого тут наворотил.

А именно: взяв в руки исторический материал про конкретного человека, который сначала пробежал на Берлинской Олимпиаде, а потом долго был в японском плену во время Второй мировой, Энджи с самого начала решила с ним ничего не делать, а точнее — ограничиться в своём повествовании констатацией этих двух фактов, растянув это всё на два часа с гаком. Причём если мы говорим «побежал», значит, он реально в кадре побежит, ещё пацаном, от злых хулиганов и не только, а чего зря бегать, надо бегать в команде, дальше выше сильнее, бежите с нами, бежите как мы, бежите больше нас. Всё это сопровождается назидательными лозунгами-мотиваторами брата-тренера-мамы-внучки-жучки, даже не пытающихся как-то изобразить жизнь, все просто по очереди встают в кадре в рост и начинают вещать. Юниор, шире гребок, резче движение!

Даже занимательные факты и интересные совпадения, которые в биографии Луиса Замперини есть, рассказчика не интересуют, он играется в Лени Рифеншталь с Дикинсом, который, кажется, может сделать красиво даже в окопном сортире. А значит, фильм начинает состоять из парковых статуй разной степени атлетичности или измождённости, вот вам Замперини идёт по стадиону, а вот он сбрасывает бонбу, а вот он не прекращает тренировок даже в перерыве между вылетами, а вот он уже плывёт по океану героические 47 дней, отнюдь, при этом, не рехнувшись, что ставится Анжелиной ему в особую доблесть, ведь, собственно, кроме перечисления оных доблестей она ничего и не придумала.

Зачем для столь линейного повествования четыре сценариста, из которых двое Коэнов, загадка. Тем не менее, рано или поздно Замперини окончательно попадает в японский плен, где он, в свою очередь, начинает проявлять доблесть в дальнейших моральных и физических страданиях, но теперь уже получая их из рук персонального главзлодея — японского начальника над вертухаями с неудачно-киношной фамилией Ватанабе. Этот ничуть не менее схематичен и претенциозен, чем все неодушевлённые акулы и бомболюки до него, так что привычно терпеть измывательства судьбы для бывшего бегуна ничуть не сложнее, чем в открытом море. Во всяком случае, удушающая атмосфера безынтересности всего происходящего в зале отнюдь не рассеивается после очередной речуги придирчивого японца про важность орднунга в стиле советских чернушных анекдотов про концлагерь «Солнышко» или прошлогоднего сериала «Штамм». Там стригои, тут разгрузка угольных барж, какая разница?

Джоли не находит для своего персонажа ни единой оригинальной реплики, ни одной личностной черты, за которую можно было бы зацепиться глазу, зато тоннами выдаёт околохристианский пафос в стиле «боженька терпел и нам велел». Замперини без устали подставляет очередную щёку, даже не пытаясь хотя бы дать дёру, бегать вне стадиона ему не интересно. Зато почему-то в стиле чуть ли не «Рокки» можно подержать чего-нибудь на весу на потеху коварному японскому злодею, которому просто уже начинаешь немножко сочувствовать, ибо он тут хоть чуть-чуть похож не на статую, в отличие от остальных гипсовых слепков с реальности.

Забавно, что сцену примирения двух антагонистов Энджи в фильм не вставила, видимо, даже для неё этот уровень пафоса оказался запредельным. А снять без пафоса она бы не сумела. И в свете всей безблагодатности итогового материала, всего этого околовоенного лубка, буквально пропитанного почти скорсезевской мольбой «дайте мне оскара» (особенно учитывая, что Джоли как режиссёр — ну совсем не Скорсезе), глядеть на всё это кино буквально неловко, постоянно хочется отвернуться от экрана.

Хорошо, что следующим фильмом Джоли будет мелодрама про семидесятые, где она станет прилюдно ковыряться в своих отношениях с Питтом, это по крайней мере будет так же неловко, но зато куда более интересно.

Автор: Роман Корнеев