Вы никогда не ощущали сходства Тони Старка с Карлсоном? В третьей части знаменитой комикс-франшизы родство двух столь далеких друг от друга персонажей уже не кажется фантасмагорией или бредом сумасшедшего. Оба самовлюбленные, капризные, саркастичные типы, которые любят ловить и наказывать плохих парней, а также общаются с детьми на равных. Да, еще они оба летают, правда, с разной скоростью.

Шутки в сторону, ведь речь идет о Железном человеке, в свое время затмившем собой рефлексирующего об утраченной любви Человека-паука и флегматичного Бэтмена. Однако времена разрывания шаблонов безвозвратно ушли, и летающий человек в стальном костюме превратился в прибыльный бренд, судьба коего предсказуемо укладывается в рамки очередной трилогии. Которая, увы, подошла к своему логическому завершению.

…Казалось бы, что может удивить человека, способного из пыли и металлолома собрать бронебойный летающий костюм на атомном реакторе? Однако после сражения команды «Мстителей» с пришельцами в Нью-Йорке Тони Старк пребывает в психическом нокауте. Его мучает бессонница, а в редкие часы сна снятся кошмары. Супергерой испытывает частые приступы паники, его больше не радуют дорогие игрушки и роскошные женщины. Ночами он сидит в лаборатории и клепает бесконечные модификации своего железного «Я».

Гора придет к Магомету сама. Одиозный террорист Мандарин, коему Старк необдуманно бросил вызов, не замедлил нанести превентивный удар. В одночасье зазнавшийся олигарх потерял все – виллу у моря, свои бесценные доспехи и, судя по официальным СМИ, саму жизнь. Зализывать раны и штопать броню нелегкая занесла Тони в один из северных штатов, где он вынужден прозябать во плоти в компании десятилетнего мальчишки.

Но враг не намерен останавливаться на достигнутом. Люди Мандарина захватили возлюбленную Пеппер и алчут научить Железного человека жизни вне костюма. И Старк понимает, что пора завязывать с меланхолией и нанести теням из прошлого решительный апперкот…

Сначала ушел Джон Фавро, теперь вот Роберт Дауни-младший. Третий – не лишний, но последний. И замаячивший на горизонте миллиард будет лишь констатацией факта, что все хорошее, рано или поздно, заканчивается. Пускай и не так помпезно и задорно, как нам бы этого хотелось.

Новый «Железный человек» – это почти шекспировский персонаж, чей мир рушится изнутри и снаружи. Нас, само собой, интересует внешняя часть процесса, а вот создатели напирают на драму, пытаясь переосмыслить комплексы супергероя. Авторам не удалось избежать копипасты с Нолана: душевные метания Старка всю дорогу недвусмысленно напоминают личностный кризис Брюса Уэйна. А что вы хотели, ведь за рулем стремительно идущего в порт флагмана находится капитан Шейн Блэк, чьи психически неуравновешенные герои «Смертельного оружия» и «Последнего бойскаута» в свое время срывали кассу в кинотеатрах Америки. И даром, что Блэк толком не режиссер, а именитый сценарист. Не человек с улицы ведь.

Получился ли финал грандиозным? Если измерять в количестве одновременно парящих в воздухе «металлочеловеков», то да, безусловно. Правда, костюмчик поизносился и пошел по рукам: носят его все, кому не лень, некоторые даже в добровольно-принудительном порядке. Более того, доспехи стараниями гения Старка ожили и шастают самостоятельно, что окончательно запутывает зрителя. И ежели раньше фантазия авторов подстегивала прогресс кинотехнологий, то нынче многие уже не поспевают воплощать на экране то, что придумано в реальности. Роботы, гаджеты, гигантская светящаяся голограмма мозга. Все это кружится, пыхает, охает, сверкает, заставляя забыть о драме как таковой и о мотивах всей этой агрессии в частности.

С мотивами как раз все туманно. То есть почему не любят конкретно Старка – понятно. Он богат, знаменит, легко сходится с противоположным полом и не в меру циничен, даже по отношению к самым близким товарищам. Но вот чего добивается главный злодей фильма – вопрос открытый даже после его эффектной смерти. Банальная месть? Претензия на мировое господство? Шизофрения? Или, может, все сразу и много? Был бы жив Федор Михайлович, он бы воспринял сие произведение как прямую пародию на «Униженных и оскорбленных». С поправкой на ветер и полтора столетия.

В любом случае, «Железный человек 3» стоит потраченного времени и денег. Невероятно обаятельный Роберт Дауни-младший, очаровательная Пеппер в исполнении Гвинет Пэлтроу, элегантный злодей Гай Пирс, симпатяга «Джарвис» в озвучке Пола Беттани и крышесносящий сэр Бен «Мандарин» Кингсли. Все эти люди отнюдь не зря получают миллионные гонорары. Плюс объемистые спецэффекты нулевых вкупе с традиционным экшном восьмидесятых. Все-таки Шейн Блэк вынес многое из работы над «Смертельным оружием», и это чувствуется в постановке его второго полнометражного фильма. Это уже не просто комикс, коим «Железный человек» был ранее, а полноценный фантастический боевик. Пускай и с легким привкусом «Детсадовского полицейского».

Ходят слухи, что основной персонал отрешился от последующих сиквелов. Да и концовка как бы намекает, что электричество кончилось и кина не будет. Но с учетом запланированных «Мстителей 2» мы с нетерпением ждем, как именно сценаристы будут выкручивать себе мозги, восстанавливая Старка в образе Железного человека. К бабке не ходи, он улетел, чтобы вернуться. Ибо в отсутствие этого супергероя зритель рискует растерять к вселенной Марвел всяческий интерес.

Автор статьи: Евгений Жарков