Август – не только жаркая урожайная пора, но и время собирать камни. Последним займется южноафриканский режиссер Нил Бломкамп, после многообещающего дебюта «Район № 9» выпускающий в российский прокат свой второй фильм «Элизиум: Рай не на Земле», в котором он пытается проанализировать тему социального неравенства в космических масштабах.

Компанию фантастическому блокбастеру составят французская комедия «Притворись моим парнем», криминальный триллер «Власть убеждений», скандинавский ужастик «Ледник» и российская драма «Майор».

1. «Элизиум: Рай не на Земле» (Elysium, 2013)

Наши маркетологи от кино опять подсуетились, в последний момент добавив к лаконичному заголовку Бломкампа «поясняющий комментарий». Для тех, кто не в курсе: «Элизиум» – второе творение талантливого режиссера, коему мы обязаны симпатичным фантастическим экшном «Район № 9» четырехлетней давности. Тогда, в 2009-м, на помощь дебютанту пришел маститый Питер Джексон, чье имя и деньги, в том числе, сыграли немаловажную роль в судьбе малоизвестного постановщика. Картину с ходу номинировали на Оскара и прочие престижные кинопремии мира, а Бломкамп торжественно пообещал, что в следующий раз, когда ему доверят настоящих звезд и многомиллионный бюджет, перевернет наше представление о жанре боевой фантастики.

Ну, может, и не перевернул, но закрутил основательно. В недалеком будущем Земля превратилась в сущий ад, скопище грязи, маргиналов, болезней и бедствий. Сильные мира сего, не пожелав копаться в нечистотах, переселились на космическую станцию «Элизиум», где тепло, сухо и мухи не кусают. Там, наверху, нет ни войн, ни страданий, ни хворей. Те, кто остался, вынуждены выживать в нечеловеческих условиях, а богатые и обеспеченные граждане могут позволить себе все, что душа пожелает. Налицо революционная ситуация, а посему на Элизиум снаряжают одинокого бойца, в задачу которого входит нарушение мирового порядка и насильственный возврат к равенству и демократии.

Как видим, сюжет во многом вертится вокруг тех же мыслей, что беспокоили Бломкампа в «Районе № 9». И это безмерно радует, ибо южноафриканец не принялся тупо осваивать бюджет, а подвел под развлечение фундамент для размышлений. «Элизиум» – это не просто космический шутер с кучей штампов, а грамотный фантастический фильм, который заставляет задуматься, но и не дает заскучать. Приятно, что тягу Бломкампа к серьезной подаче материала разделил не только его протеже, актер Шарлто Копли, но и популярные голливудские звезды Мэтт Дэймон и Джоди Фостер. И если вам покажется, что где-то вы уже это видели, не удивляйтесь, ведь на Земле уже сегодня творится «полный Элизиум».

2. «Притворись моим парнем» (20 ans d’ecart, 2013)

Забавное перевоплощение произошло с французом Давидом Моро. На протяжении предыдущего десятилетия он дважды пытался освоить жанр фильмов ужасов. Сначала дебютом «Они», затем ремейком корейской страшилки «Глаз» с Джессикой Альбой. Первая лента получила неплохую критику, но заработала сущие копейки, вторая сорвала куш в прокате, но была закономерно освистана критиками и даже заслужила «Золотую малину». Прошло пять лет, и Моро вдруг вспомнил, что французы не умеют снимать жутики, зато лучше всех в мире (может, только после итальянцев) работают в комедийном жанре. Так на свет появилась веселая романтическая лента «Притворись моим парнем» (в оригинале – «20 лет разницы»).

Уже немолодая, но эффектная блондинка Алиса трудится во главе модного глянцевого издания. И тут выясняется, что босс хочет глотнуть свежего воздуха и планирует «подсидеть» Алису на более энергичную сотрудницу. Не было бы счастья, но помог карьере типичный казус – мадам «застукали» за странными телодвижениями с парнишкой, годящимся ей в сыновья. Почувствовав прилив интереса к своей кандидатуре, редакторша позволяет себе мимолетную слабость и продолжает отношения с юношей, дабы создать видимость «пионерской зорьки». Однако беда пришла оттуда, откуда не ждали – мальчик и в самом деле влюбился, что рискует превратить удачный рекламный ход в большую проблему.

Моро правильно сделал, что вернулся к истокам. В его исполнении стандартный сюжет превратился в легкую, изящную и смешную романтическую комедию, а сходство российского перевода с фильмом Адама Сэндлера – это, скорее, медвежья услуга. У французов все намного элегантнее и живее.

3. «Власть убеждений» (The Power of Few, 2013)

Не нужно быть Нострадамусом, чтобы понять: если Кристофер Уокен играет бомжа-философа, а Кристиан Слэйтер – крутого копа, то дело пахнет керосином. И совсем страшно, когда оба оказываются в картине режиссера-дебютанта, который на протяжении нескольких лет советовался с рядовыми пользователями Интернета о том, как правильно снять свой первый фильм.

Сюжет «Власти убеждений», как лоскутное одеяло, соткан из нескольких коротких новелл, каждая из которых заканчивается печально, ибо такова карма. Однако суть замысла не в том, чтобы ткнуть зрителя в безнадегу каменных джунглей, а наоборот, заставить поверить в высшие силы, которые незримо довлеют над каждым нашим поступком, даже самым мелким и на первый взгляд ничтожным в масштабе глобальной истории.

Идея взаимного пересечения нескольких сюжетных линий заезжена донельзя, поэтому, будем откровенны, америк режиссер Леоне Маркуччи не приоткрыл. Со времен тарантиновского «Криминального чтива» в этой области новшеств не наблюдается. Впрочем, это не делает фильм скучным или глупым, просто авторы не довели задумку до логического конца, предпочтя разрубить гордиев узел, а не развязать. А надуманный финал губит впечатление от всего проекта.

4. «Ледник» (Frost, 2012)

Это уже просто не смешно. Я понимаю, что скандинавы, как и эстонцы, «немного» запаздывают, но не до такой же степени. Видимо, авторам сего «шедевра» стоило ознакомиться с историей мирового кинематографа, в первую очередь обратив внимание на ленты «Нечто» и «Тайна перевала Дятлова». Даже неглубокий анализ позволил бы выявить, как минимум, процентов 80 сходства, и мы бы были лишены еще одного псевдодокументального трэшевого жутика про то, «как кто-то в снежном лесу, плача, ковыряет в носу».

Бесполезная трата времени усугубляется расстройством двигательного аппарата у оператора и бесталанными актерами местного пошиба, от завываний которых в кадре рука сама собой тянется к кнопке «Выкл.». Сочувствую тем, кто внесет малую лепту и посмотрит сие творение на большом экране. «Ледник» может напугать зрителя лишь тем, что длится 80 минут. Все остальное – курам на смех.

И это еще не все киноновинки текущей недели. Еще один недавний новичок, Юрий Быков, разродился второй работой, снова в жанре криминальной драмы. Его «Жить» была номинирована на главный приз Кинотавра, как и «Майор», стартующий в эти выходные. Оба раза мимо, но факт номинации уже чего-то стоит. Правда, чернуха Быкова наводит такую тоску на сидящих в кинозале, что рекомендовать картину к просмотру рука не поднимается. Вся эта российская реальность, зловонными ведрами выплескивающаяся на экран, выдает в авторе не разоблачителя, а старательного ремесленника, чутко держащего нос по ветру.

Завершают список более легкие формы кинематографа. Это музыкальная мелодрама «Сделай шаг: Лови момент», для пущего эффекта снятая в 3D-формате, и третья по счету работа Ульриха Зайдля из серии «Рай». Теперь с участием подростков и подзаголовком «Надежда».

Автор статьи: Евгений Жарков

© Shkolazhizni.ru