Перефразируя известную шутку про слона, вероятность встретить инопланетянина на Земле равна 50 процентам. Либо встретим, либо нет. В связи с чем человечество делится на три неравные части.

Первые искренне верят в существование внеземного разума. Вторые считают первых полудурками и признают любые научные, религиозные и иные теории, кроме космической. Третьим, коих абсолютное большинство, глубоко пофиг, ибо жизнь одна и существуют куда более насущные проблемы.

Как бы там ни было, жанр фантастики любят практически все. Не все его понимают – это другое дело, но любят же. Увы, в последнее время фантастика уже не та. Голливуд, главный поставщик sci-fi продукции (хотя бы в силу того, что жанр весьма ресурсоемкий), нынче специализируется на 3D-мультфильмах, фэнтези и комиксах. Именно эти ленты приносят основной доход, а понятие «киноискусство» чаще заменяется на «кинобизнес».

К чему эта долгая прелюдия, спросите? К тому, что новые фантастические сюжеты на Фабрике грез практически не разрабатываются, а вместо этого плодятся модификации старых. Ремейки, сиквелы, перезапуски. Или, как в случае с культовым хоррором Джона Карпентера «Нечто» – предыстория (приквел). Поклонники картины помнят, что стартует повествование с того момента, как американские исследователи Антарктиды наталкиваются на брошенную норвежскую базу с кучей трупов, мешком загадок и бедной собачкой, за которой гоняется изверг на вертолете. Новое поколение киношников во главе с голландцем Маттисом ван Хейнигеном решило полюбопытствовать: «Что же случилось с бедными скандинавами?»

…Антарктика, 1982 год. Трое суровых норвежских парней колесят на вездеходе по снежной пустоши в поисках загадочного радиосигнала. И находят под толщей льдов космическую тарелку, а также замороженного члена экипажа. По срочному запросу на помощь впавшим в ступор скандинавам приезжает ученый-соотечественник и американская девушка-палеонтолог (в Норвегии специалистов по данной науке, видимо, не нашлось). Учитывая, что население базы и так наполовину состоит из янки, баланс как бы не нарушается. Только логика.

Руководитель группы весь дрожит от возбуждения, в его мечтах уже Нобелевская премия, статус ученой суперзвезды и новое будущее для всего человечества. Бородатые и одинаковые с лица норвежцы традиционно сдержаны в эмоциях, надеясь, что за находку им хотя бы премию дадут. И только американка сохраняет разум, пытаясь адекватно оценить террористическую угрозу. Ибо существо во льду имеет странное свойство ассимилировать чужеродные организмы и корчить из себя таких же землян. Только с сюрпризом.

Как и полагается, беспечные исследователи профукали тот момент, когда чудовище сбежало и стало активно поедать окружающую органику. Народ в панике кучкуется, в каждом видя засланного казачка, но толком понять, кто тут Ларс, а кто – конь в пальто, трудно. Космический засланец искусно вживается в роли, и в гриме его никто не узнает. Остается лишь один хитрый способ, но есть мнение, что пока до него дойдут руки, остальные конечности уже будут почивать в зубастой пасти инопланетной страхолюдины…

Кто смотрел оригинал Карпентера, уже, вероятно, понял, что ван Хейниген даже и не собирался снимать предысторию. Он просто скопировал сюжет картины 1982 года, приукрасив детали и поменяв некоторых американцев на норвежцев, а Курта Рассела – на Мэри Элизабет Уинстэд. Последняя замена особливо бросается в глаза, ибо у Уинстэд вроде как есть бюст, но нет бороды, харизмы и чувства самоиронии.

Авторы рассудили следующим образом: раз уж история склонна повторяться, то почему бы не задействовать обратный эффект. Что мешает монстру 2011 года вести себя так же, как и пришелец из года 1982-го? Посему порядок действий аналогичен: откопали, отогрели, отпустили на вольные хлеба. Кипиш, паника, трупы, подозрительные лица. Затем легкий навет детективов Агаты Кристи, где каждый в комнате – потенциальный убийца. Только что вместо температурного анализа крови юная палеонтологша проверяет у собравшихся зубы. И тут уж действительно вершится фантасмагория, ибо кто стоматолога посещает нерегулярно, тот и человек, а кто зубы имеет наглость чистить два раза в день – тот поганый космический агрессор. Жги его, Питер, жги! А может по примеру графа Калиостро всем испытуемым предлагать откушать столовыми приборами? Кто поперхнулся, того и мочи.

Так что предыстория в понимании голландца – тот же ремейк, только вид сбоку. От себя авторы добавили лишь сцену на инопланетном корабле, которая как раз и выглядит так, словно сове пришили уши бегемота. То есть совершенно ненужной и лишней. А в остальном качественная и профессиональная копирка.

Кстати о качестве. Дюже мы надеялись, что за тридцать лет технологии сделали пару шажков вперед. Оказалось, что легендарный специалист по гриму Роб Боттин в 1982-м сработал ничуть не хуже (а местами и изобретательней), нежели современные компьютерные дизайнеры. Новое «Нечто» даже в части спецэффектов утереть нос оригиналу не в состоянии, за исключением того эпизода, когда у мужика натурально треснула харя, тем самым подтвердив правдивость поговорки. В других эпизодах фантазия зачахла и создатели остановились на традиционных образах щупальцевидных головоногов с зубами в пять рядов, коих в любой космической стрелялке – пруд пруди.

В итоге картина, в отличие от «продолжения», не сумела окупиться в прокате, а разница в рейтингах зрителей и критиков так и просто опускает творение 2011 года ниже плинтуса. Но не спешите судить криво, ибо новейшая версия, при всех ее очевидных недостатках, смотрится легко и непринужденно. Только вот заслуг кастинга, режиссера, композитора и прочих спецов здесь нет никаких, ибо вся слава «Нечто номер 2» – это реверанс в пользу отличнейшего фантастического триллера Джона Карпентера, который по праву занимает место в десятке лучших sci-fi хорроров восьмидесятых.

Автор статьи: Евгений Жарков

© Shkolazhizni.ru