Что конкретно так увлекло Нолана космической фантастикой, понять по итогам просмотра совсем не трудно — снятые орбитальными телескопами искажённые гравитационным линзированием далёкие-далёкие галактики выглядят очень впечатляюще. Люди увлекающиеся от этого дела сразу вспоминают, что когда-то давным-давно человечество мечтало бороздить просторы Вселенной, ну или накрайняк — Кубрика с его «Космической одиссеей 2001». Тут надо отметить, что в западной нф-традиции жанр «космос как производственная драма» никогда не был особенно распространён, будучи быстро вытесненным всякими космооперами, больше похожими на космическое фэнтэзи, чем на традиционный сайфай. Фильм Кубрика (как и прошлогодняя «Гравитация») — это скорее исключение, которое тем заметнее и значимее, чем выгоднее оно выделяется на фоне очередных «Звёздных войн» с эвоками и Джа-Джа Бинксами.

Поэтому равняться на высокое, конечно, очень хочется, но получается очень не у многих. Так фильм Куарона, при всех его несомненных достоинствах, в итоге превратился в чистый бессюжетный аттракцион, пусть и снятый на серьёзных щах, а Нолан… Нолан немедленно свалился в жанр постапокала. Это как раз очень типично для заокеанской фантастики, если советский человек, наслушавшись КСП и начитавшись Стругацких, под портретом Гагарина хотел в космос просто так, из общих альтруистических амбиций на покорение космоса, то сумрачные заокеанские гении пера норовили дать человечеству космического пинка под зад то в виде погасшего солнышка, то в виде общей загаженности планеты. У Нолана таким стимулом служат песчаные бури и некий загадочный пожирающий один злак за другим и питающийся азотом фито-вирус.

В этом смысле вселенная Нолана проста и совершенно несовместима с полётами в космос. Круглые сутки прожорливое человечество выращивает кукурузу, за ненадобностью распустив НАСА, армию, флот и правительство. Все ресурсы идут на добычу жратвы, даже бесхозные индийские беспилотники норовят уронить и пристроить на нужды народного хозяйства. Более того, такую важную, фактически святую вещь как бейсбол (!) приходится сократить до минимума, а то пыль башка попадёт. Все выращивают кукурузу, едят кукурузу, смотрят на кукурузу, живут среди кукурузы, почему ездят не на комбайнах и велосипедах, а, при общей-то нищете и нехватке ресурсов, у всех до сих пор огромные допотопные пикапы, непонятно. Как не понятно, чем заняты остальные миллиарды населения, которое должны прокормить эти огромные поля кукурузы. Видимо, ничем. Просто сидят и целыми днями голодают. Нет чтобы отправить их на картошку. Ну, или, в данном случае, на кукурузку.

Герой Макконахи в этом мире как родной — комбайн починит, беспилотник хакнет, колесо поменяет, заодно не забывая продвигать среди собственных детищ ценность научного знания. Даром что самого попёрли из НАСА за уроненный в гравитационную аномалию испытательный образец. У него нынче в доме есть и своя такая же. Только он в неё не верит, а верит только дочка-вундеркинд, впрочем, она даром что мёртвых людей не видит, травмированная смертью мамы от пыли (тут вообще все норовят умереть от пыли, такой оригинальный ход, накрайняк умирают от отсутствия головного мозга МРТ). И всё бы ничего, да только однажды деточка распознаёт в таинственных знаках из этой самой пыли (сколько можно?!) некий двоичный код с координатами джипиэс, где скрывается суперсекретная, она же единственная оставшаяся непопиленной лаборатория НАСА.

Нет, это не синопсис очередного извода фильма «Хижина в лесу», это у нас твердейшая фантастика такая, и всё потом объяснят. Но почему я вообще уделяю так много времени всему этому, по сути, вступлению? Да потому что в трёхчасовом фильме Нолана большая часть хронометража происходит на Земле, в тех самых трёх декорациях кукурузного поля, а истории папиного пикапа уделяется больше времени, чем тому немаловажному вопросу, на чём вообще отправляли в недра «чревоточины» первую дюжину учёных, если «Ендюранс» только-только достроен.

Вселенная Нолана вообще изобилует недюжинными сюжетообразующими лакунами, которые заменяют красивые картинки чёрных дыр и кроличьих нор.

Например, что мешает людям питаться водорослями (половина западной футуристики — про это). Или нормально герметизировать дома стеклопакетами (они там, с их пылебоязнью, окна нараспашку открывают). Или почему по драгоценной кукурузе, ничтоже сумняшеся, ездят туда-сюда на грузовиках и комбайнах, да ещё и жгут налево-направо, лишь бы отвлечь родственника на пару минут.

Но это всё фигня по сравнению с грандиозными планами по спасению человечества. Которых есть аж два — А и Б. Название такое. Согласно плану А, профессор Профессор решает своё уравнение и, овладев Гравитацией (тут это слово всегда отчётливо с большой буквы произносят, Куарон доволен), отправляет людей… нет, не на другую планету, а, как оказалось, просто в космос, почему-то на орбиту Сатурна (и не только, но про остальное нам не рассказывают). Почему, зачем? Чем плохо на Земле, ах, жрать нечего, а в космосе чем, Гравитацией питаться? Хотя да, в космосе же нет таинственной пыли, от которой мывсеумрём.

Согласно же плану Б, Макконахи (ну, кроме случайно подвернувшегося бывшего пилота-испытателя лететь некому, все его бывшие коллеги слишком увлечены выращиванием кукурузы) должен нырнуть в космическую «дыру это нору», обнаруженную неподалёку от Сатурна (красивые картинки, вы же понимаете), где ранее отправленная дюжина учёных обнаружила дофига пригодных к обитанию планет. Следует выбрать одну, основать там колонию с Хэтуэй и яйцеклетками, ну и по возможности вернуться на Землю. Где оставленная без папы безутешная дочка в лучшем случае уже стала бабушкой, по какой причине она молодого папу будет ненавидеть и вообще скорее всего уже помрёт. Такой план.

Автор: Роман Корнеев