В 2005 году «серьёзные комиксы» были новинкой, граничащей с откровением, Нолан ещё только подбирал ингредиенты своей формулы, Снайдер ещё только готовился ударить тестостероном по зрительским глазам, а Миллер уже был Миллером, и его, как оказалось, можно экранизировать буквально в лоб, покадрово воспроизводя оригинальный графический роман, чтобы получалось круто, очень круто.

Однако шли годы, а Родригесу так и не удавалось сделать второй заход, сольная попытка самого Миллера тоже коммерчески не оправдалась, а потом и сам жанр серьёзного комикса сошёл на нет, надоевший даже своему главному идеологу. Вторые «300 спартанцев» и второй «Город грехов» так долго пылились на полках продюсерских контор (из которых иные успели благополучно исчезнуть), что когда процесс вдруг пошёл, все удивлялись исключительно этому факту, а от фильмов ничего особенного уже и не ждали.

Спартанцы успели отстреляться раньше, не вызвав существенных нареканий, но и не произведя никакого заметного ажиотажа, та же судьба, с наибольшей вероятностью, постигнет и мрачное закулисье Басин-сити, в нюансах подноготной которого всем уже просто не интересно разбираться. Ну да, часть актёров успела скончаться и их пришлось менять хоть на кого-нибудь, некоторые важные задумки сиквела вообще не удалось реализовать (чаптер с Джонни Деппом, например), некоторые актёры сами отползли (вместо Клайва Оуэна Двайта «до пластической операции» теперь играет Джош Бролин), а некоторые вломили такой ценник, что в итоге их позвали на полсмены постоять отражением в зеркале, как это случилось с Брюсом Уиллисом.

В общем, из всех входящих данных от «Мирамакса» до Роднянского в титрах фильм с самого начала производит впечатление сборной солянки, каковое ощущение не отпускает до самого финала. Да, «Дама, ради которой стоит убивать» воспроизведена довольно подробно, и Ева Грин, умудрившаяся на пару со своим третьим размером сыграть главные роли в обоих миллеровских сиквелах этого года, действительно коварна и обольстительна. Но остальные три сюжетных части фильма не только не помогают главной линии, но напротив, постоянно уводят сюжет куда-то не туда.

Марв, рассуждающий про гражданский долг и вступающийся за бомжей, Джонни-амбидекстер, никогда не проигрывающий и ведущий себя как идиот, а потом плачущий кровавыми слезами, Нэнси, неловко пишущая себя под стенания мёртвого Хартигана — всё это тянет скорее на проходной эпизод, нежели на полноценную историю, а хронометража они в итоге набирают с полфильма.

Ну и самое главное, чёрно-бело-красный миллеровский концепт ни на йоту за эти годы не вырос над собой, повторяя всё те же комикс-фокусы, а по сути перебиваясь с массированно-перецифрованной кальки с графической новеллы на традиционный нуар, только почему-то в триде. Стилистики эти, как мы теперь видим отчётливо, слабо сочетаются друг с другом. Либо делайте полноценный ротаскоп, а это дорого, либо поставьте камеру на штатив и добивайтесь нужной энергетики долгими планами и сумрачными взглядами из-под федоры, а это современному зрителю скорее всего будет скучно.

Фильм оставляет ощущение с одной стороны вечно куда-то спешащего (каждая первая сцена минимум вдвое короче, чем хотелось бы, Роднянский умеет экономить на всём), а с другой, напротив, в чём-то обязательно недобирает, то в мотивациях, то в актёрской игре, то в собственно истории, которой дьявольски мало даже для такого скромного хронометража.

В итоге фильм не сумел сломать ни единого пункта имеющихся против него предубеждений — по вторичности, запоздалости, недодуманности вопросы остались на месте, но ко всему приобрёл ещё и пару «но» так сказать от себя. Особенно это касается связности сюжетов — из четырёх историй три — на самом деле приквелы к первому фильму, и только один сиквел.

Вот такое кино.

Автор: Роман Корнеев