23 августа на телеканале BBC 1 и в кинотеатрах по всему миру пройдет премьера восьмого сезона научно-фантастического сериала «Доктор Кто» — «Глубокий вдох». В заглавной роли путешественника во времени дебютирует новый исполнитель — Питер Капальди.

В первой серии 8-го сезона новый Доктор появляется в компании своих старых друзей. С ним остается его спутница Клара, с которой он путешествовал раньше, а также троица из Викторианской эпохи: загадочная рептилия-детектив мадам Вастра, ее супруга Дженни и их слуга, воинственный инопланетянин Стракс. Эта серия и нынешний сезон начинают своего рода новый отсчет в истории – и ее можно смело рекомендовать даже тем, кто знает сериал только понаслышке.

«Доктор Кто» — это не просто телесериал: это целая мультимедийная вселенная и полувековой британский культурный феномен. Год его рождения — 1963-й, когда на экраны вышла первая серия научно-фантастического сериала для детей. Первоначально предполагалось, что «Доктор Кто» будет научно-популярным телефильмом. Главные герои – ворчливый старик-инопланетянин (Доктор), его внучка и двое школьных учителей – путешествуют в пространстве и времени на машине под названием ТАРДИС, которая выглядит как синяя полицейская телефонная будка, и знакомят юных телезрителей с различными историческими эпохами и персонажами.

Однако уже во второй серии появляются инопланетяне – далеки с планеты Скаро, похожие на огромные солонки и ставшие заклятыми врагами Доктора и самыми популярными монстрами в истории британского телевидения.

На сегодняшний день просветительская идея претерпела немалые изменения – сериал стал полностью фантастическим, и его аудитория значительно повзрослела. Теперь «Доктор Кто» – это не только сериал, но и аудиопостановки, полнометражные фильмы, комиксы, книги, спектакли, компьютерные игры и многомиллионная армия поклонников по всему земному шару.

Корпорация «Би-би-си» явно была не готова к популярности, обрушившейся на сериал. К середине 60-х продюсеры поняли, что у них в руках курица, несущая золотые яйца, но исполнитель главной роли Уильям Хартнелл старел. Доктор – инопланетянин, так что делать с ним можно было все, что угодно. Например, «убить» и возродить в новом теле. Когда в 1967 году Хартнелл вынужден был уйти из сериала по состоянию здоровья, Доктор «регенерировал», и на смену Первому пришел Второй (Патрик Траутон), положив тем самым начало нумерации Докторов.

Нынешний Доктор, которого играет Питер Капальди, — уже Двенадцатый.

Прибыв после регенерации в викторианский Лондон, он обнаруживает, что по улицам разгуливает огромный динозавр. Но это не единственная проблема: главный герой находит людей, умерших от тяжелых ожогов. Теперь необходимо выяснить, связаны ли эти происшествия. Помимо прочего, у Доктора проблемы с Кларой: ей сложно принять его. Она привыкла, что Доктор выглядит как ее сверстник и даже флиртует с ней. Поэтому она сперва не верит, что мрачный пожилой джентльмен – это все тот же «добрый старый Доктор».

В этом ее помогает убедить Одиннадцатый, который звонит ей из прошлого по мобильному телефону.

Доктору, едва оправившемуся после регенерации, приходится скакать на лошади, бегать по затерянному космическому кораблю и ресторану-скотобойне. Ему противостоят злобные часовые дроиды, похожие на тех, что появлялись в серии с Десятым «Девочка в камине».

Роль Доктора на протяжении 50 лет исполняли многие талантливые британские актеры. Каждый из них привносил в образ присущие ему самому черты. Доктор успел побыть вздорным, но милым старикашкой (Хартнелл), комическим бродягой со смешной битловской прической (Патрик Траутон), супергероем в бархатном камзоле (Джон Пертви), улыбчивым безумцем с длинным шарфом (Том Бейкер), меланхоличным юным крикетистом (Питер Дэвисон), самовлюбленным нахалом в крикливой одежде (Колин Бейкер), современным Мерлином (Сильвестр Маккой), романтичным викторианским джентльменом (Пол Макганн), мрачным ветераном Войны Времени (Джон Хёрт), героем рабочего класса в потертой кожанке (Кристофер Экклстон), обаятельным очкариком в полосатом костюме и кедах (Дэвид Теннант) и двинутым на всю голову хипстером в галстуке-бабочке (Мэтт Смит).

Кроме того, Доктора в «неканонических» воплощениях представляли Питер Кашинг, Роуэн Аткинсон, Ричард Грант, Марк Гейтисс, Хью Грант, Джоанна Ламли и многие другие.

С самых первых серий Доктора сопровождали спутники – чаще всего это были люди или гуманоиды, обычно молодые, чтобы зритель мог себя с ними ассоциировать.

Большинство сотоварищей Доктора – красивые девушки и юноши. Впрочем, одно время он путешествовал с собакой-роботом.

В конце 80-х годов рейтинги «Доктора Кто» упали, и в 1989 году он был закрыт на целых 16 лет. Но фанаты продолжали надеяться на возрождение, и в 2005 году валлийский продюсер Рассел Т. Дэвис вернул его на экраны в новом, молодежном формате.

Нумерация Докторов продолжилась, а отчет сезонов начался заново. Доктора омолодили, сделали романтичнее и сексуальнее, придумали ему несколько любовных линий.

В августе 2013 года было объявлено, что Двенадцатым Доктором станет Питер Капальди.

Это известие произвело эффект бомбы – Капальди сильно старше двух предыдущих актеров: как и Уильяму Хартнеллу, Первому Доктору, ему 55 лет. И если молодые Десятый и Одиннадцатый воспринимались молодежной аудиторией как ровесники, то новый напоминает старых Докторов 60–70-х годов.

Послужной список Капальди впечатляет: он играл беспринципного пресс-атташе британского правительства (сериал «Гуща событий» и фильм «В петле»), кардинала Ришелье (сериал «Мушкетеры»), надоедливого неудачника доктора Ронни Пилфри (сериал «Немного за сорок», где вместе с ним снялись Хью Лори и молодой Бенедикт Камбербэтч), тележурналиста 50-х Рэндалла Брауна (сериал «Час»).

В 1995 году Капальди получил премию «Оскар» за режиссуру короткометражного фильма «Жизнь прекрасна» о Франце Кафке.

Кстати, актер уже появлялся во вселенной «Доктора Кто» дважды, причем в разных ролях: древнеримского купца Цецилия в самом сериале и члена правительства Джона Фробишера в спин-оффе «Торчвуд» (в русском прокате --«Охотники за чужими»).

Не менее заслужен и шоураннер «Доктора Кто», шотландец Стивен Моффат, отвечающий за сериал последние четыре года. Будучи ранее простым сценаристом, он начал сочинять сюжетные ребусы и загадки еще в 2000-х.

Создатель культового сериала «Шерлок», он привнес в «Доктора Кто» элементы детектива.

На протяжении пяти лет он морочит зрителям голову, предлагая новые парадоксы и головоломки, большинство из которых были разрешены только в последних сериях эпохи Одиннадцатого. На некоторые нет ответов до сих пор.

Автор: Анастасия Горбатова