Бен Стиллер как режиссёр наконец дорос до того, чтобы перестать язвить. Всё-таки зло шутить про шоу-бизнес, поколение телевидения и дорогую киноакадемию могут многие, критиков полно — дай им только волю, а сказать пару искренних и добрых слов о простых вещах — к сожалению, на такое способны единицы. Хотя вещи эти — очевидные и банальные, разве что теряются они за суетой жизни, несмотря на то, что каждый день, например, социальные сети генерируют тысячи мотивирующих картинок и каждый день их репостят сотни тысяч людей.

Людей вроде Уолтера Митти, тихого и одинокого седеющего фантазёра, шестнадцать лет просидевшего в своей фотолаборатории и для которого «подмигнуть» в соцсети — уже героический поступок, не то, что сделать это в реальной жизни. Разница только в том, что однажды, под давлением обстоятельств, Уолтер всё-таки находит в себе смелость вырваться из офиса и улететь первым самолётом навстречу неизвестности.

Снимать кино, подобное «Митти» — это вызов, хотя может показаться иначе. Нет ничего сложнее для режиссёра, чтобы без фальши, увлечённо рассказать историю, финал которой и, главное, мораль зритель знает наперёд. Конечно, в сценарии, который достался Стиллеру, есть свои твисты, однако единственный по-настоящему неожиданный поворот только в том, что же изображено на потерянной фотографии, на поиски которой отправляется герой. Но и он для фильма — не более чем изящный штрих, один из множества — вроде идеально подошедшей реальной истории журнала “Life” или Шона Пенна, снявшего в своё время отчасти похожий фильм «В диких условиях».

Что же делает Стиллер-режиссёр: он по возможности всё снимает красивыми панорамными кадрами, превращая Гималаи и пустые дороги Исландии в самостоятельных персонажей, он не скупится на масштабные спецэффекты вроде извержения вулкана Эйяфьядлайёкудль и однажды даже слишком увлекается с одной из фантазий Митти… но только для того, чтобы сделать в итоге необычно красивое, видовое инди-муви. И как всякое подобное инди, оно очень сентиментально, полно романтики и оптимизма. Когда Митти прыгает на взлетающий вертолёт под кавер Дэвида Боуи и улепётывает от облака вулканической пыли — единственное, за что беспокоишься, это за то, чтобы в итоге приключение не оказалось очередной фантазией.

Митти решается на один безрассудный поступок за другим, потому что может и потому что это делает его живым, и в контексте фильма, который держится на эмоциях, не так уж важно, почему герой бросил велик, чтобы побежать пешком, почему Пенн просит потише, когда рядом шумно играют в футбол, почему, наконец, Митти пустился в дорогу так легко.

Жаль одного: «Митти» — не одно большое приключение, а два — и поменьше. Разбивать его особой надобности не было — почти всё, что герой делает после первого возвращения домой, можно было решить по телефону или в конце фильма. Да и разгадка второго кадра тоже могла быть другой. Не нужна была эта остановка на половине пути, она только сбила градус и приглушила кульминацию. Но даже при таком раскладе «Митти» удаётся то единственное, ради чего он был создан — влюбить зрителя в жизнь.

Автор: Гоша Берлинский