«Вики Кристина Барселона»/ Vicky Christina Barcelona

Режиссер — Вуди Аллен

В ролях: Хавьер Бардем, Ребекка Холл, Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Круз, Патришия Кларксон, Кевин Данн

Продолжительность — 96 мВики Кристина Барселона

Если невзначай поинтересоваться у Вуди Аллена о способах поддерживания творческого долголетия, он, полагаю, мог бы дать в этом направлении примерно следующие советы. Во-первых, нужно работать без продыху — «Вики Кристина Барселона» является сорок четвертой его режиссерской работой за сорок два года карьеры постановщика и девятой, поставленной им за двухтысячные.

Во-вторых, периодически необходима радикальная смена обстановки — так, стоило ему три года назад перебраться из своего вечного Нью-Йорка в Лондон, как из бесконечных проклятий нефритового скорпиона и голливудских финалов воспрянул вдруг удивительно ладный и лаконичный «Матч-пойнт». В «Вики Кристине Барселоне», для съёмок которой Аллен впервые в своей карьере обосновался на благодатной каталонской почве, маэстро снова пребывает в отличнейшей творческой форме.

Причём есть подозрение, что столь, эм, дружелюбного фильма он не снимал уже достаточно давно. История встречи двух юных американских туристок, рассудительной и слегка невротичной Вики (Холл) и мечтательно-импульсивной Кристины (Йоханссон) с роковым испанским художником Хуаном-Антонио (Бардем) выполнена в ключе этакого блаженного легкомыслия. В кадре разлито невесомое золотистое марево, за кадром томной испанской гитаре вторят медовые голоса певиц, все участники истории — сплошь красавицы и красавцы. Диалоги, не фонтанируя искрометными шуточками, при этом необъяснимым образом перманентно забавны, и довольно быстро эта аура тихого восторга достигает такой концентрации, что зритель начинает ласково плавиться в кресле.

Но Аллен, конечно, не был бы Алленом, если бы ларчик открывался настолько просто. Экранизируя будто с максимальной прямолинейностью бездумный отпускной романчик, он в последнюю очередь интересуется всей этой романтически-нежной истомой как таковой. Скорее, она представляется ему идеальной маскировкой для довольно мудрой и, в общем-то, горькой истории. Вырисовывая четверку своих главных персонажей, Аллен аккуратно добавляет каждому из них каких-то мелких, но страшно важных чёрточек, от которых они становятся не просто героями, а практически символами, или, если хотите, клише. Этот диплом Вики о загадочной каталонской душе, этот 12-минутный фильм Кристины, который она заканчивает вот уже несколько лет, эта невероятно красная рубаха и мягкий говорок испанского мачо Хуана Антонио, предлагающего туристкам заняться любовью уже в третьем, кажется, своём предложении — Аллен тут, с одной стороны, играется со стереотипами, а с другой, понимает, насколько плотно эти стереотипы проникают порой людям в головы и формируют в дальнейшем не просто их поступки, а едва ли не всю их жизненную философию целиком. И с такой точки зрения «Вики Кристина Барселона» выходит вдруг очень взрослой и грустной картиной о том, как большое и светлое регулярно утекает сквозь пальцы просто в силу того, что каждый слишком занят собой и собственными внутренними заморочками. Вернее, как в жизни с собой и своими заморочками для большого и светлого порой просто не находится места. А то, что фильм так ловко представляется беззаботным пустячком для романтически настроенных девушек — уверенно, кстати, узнающих себя в главных героинях — лишь подтверждает уровень мастерства, с которым Аллен исполнил эту творческую задачу. Если без обиняков — перед нами настоящий поздний шедевр мастера. Браво.

Вердикт Кочерыжкина — довольно блестящий тонкий и взрослый фильм про отношения, великолепным образом прикидывающийся бездумной отпускной комедией