На российских экранах продолжается прокат уникального фильма «Пина.Танец страсти в 3D», о создании которого нам рассказал его автор - знаменитый немецкий кинорежиссер

Известный меломан Вендерс не раз снимал своих друзей из группы U2, но поработать с великим хореографом Пиной Бауш он долгое время не решался.

- Мое вдохновение ее искусством заставляло меня желать того, чтобы на экране оно по-настоящему засияло. Но мой профессионализм не был тем ключиком, который мог бы открыть дверь в ее королевство. Я стоял как завороженный: ее танцевальные постановки переносили меня в другое измерение. Они касались лично меня, трогали мое тело и мою душу. Например, отношения между мужчиной и женщиной во всех своих танцах Пина трактовала абсолютно неслыханно.

Для того, чтобы их понять, не нужны слова. Ты понимал их своим собственным телом. Я думал, что никогда не смогу передать их в кино. Передо мной была стена. И вдруг после просмотра маленького трехмерного фильма-концерта о группе U2 в Каннах в этой стене появилась брешь. Увы, за два дня до запланированного показа Пине пробного материала, она скоропостижно умерла. Она не увидела ни секунды из этих подготовительных съемок, лишь слышала от меня о возможностях технологии, которая позволила бы мне представить ее искусство во всем блеске.

- Картина лишена всякой траурности, напротив, полна энергии и позитива.

- Конечно, этой работой мы оплакивали Пину. Но в то же время она сама дала нам такой пример: когда в 1980 году неожиданно умер ее партнер, с которым она вместе основала свой театр, Бауш не только не остановила работу, но, наоборот, немедленно выпустила новую постановку - одну из самых легких и прелестных в ее творчестве. Пина и вправду считала, что ее единственным оружием против горя, смерти и любой другой сложности был танец.

В танце она могла все это преодолеть! Он был для нее способом исцеления. Вот почему наше оплакивание Пины не было грустным. Сама Пина, кстати, всегда смеялась. Кроме тех моментов, когда ей приходилось давать интервью. На них она даже не улыбалась, поскольку считала, что, давая их, изменяет себе. Она считала, что не должна ничего говорить о своей работе, и когда ее все-таки заставляли это делать, отделывалась невнятицей и курением. Она не питала никакой веры в слова.

- Классический биографический фильм вы о ней не хотели делать?

- Пина очень боялась именно этого. Она хотела фильм не о себе, а о своей работе. Это было первое условие. И второе - никаких объяснений, никаких интерпретаций ее танцев. И все же ей было важно, чтобы ее постановки были зафиксированы на пленке - в форме, по которой о них можно было бы иметь реальное представление. Танцевальный театр ведь ужасно эфемерен. Его не существует вне сцены. Это не пьеса Шекспира, которую можно ставить и ставить.

Пьесы Бауш существовали только в ее театре, и, когда их перестанут исполнять ее танцоры, они будут стерты с лица земли. Пина вынуждена была репетировать 40 своих постановок с новыми танцорами, чтобы сохранить спектакли живыми. Это была очень скрупулезная, даже жестокая работа: некоторые пассажи танцоры должны были выполнять по сотне раз. И все равно между ними не было отношений рабов и хозяйки. Они много смеялись вместе. В немецком есть хорошее выражение: смешно - это когда смеешься, несмотря ни на что...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вим Вендерс (урожденный Вильгельм Эрнст Вендерс) родился 14.08.1945 года в Дюссельдорфе. В 1982 году удостоен «Золотого льва» в Венеции, а в 1984-м - «Золотой пальмовой ветви» в Каннах за фильмы «Положение вещей» и «Париж, Техас». С 1996 года - президент Европейской киноакадемии.

5 лучших фильмов Вендерса:

«Алиса в городах»

«Американский друг»

«Положение вещей»

«Париж, Техас»

«Небо над Берлином»

Автор статьи: Стас Тыркин