Трехмерный мир, который вы поймали в видоискатель, необходимо научиться видеть двухмерным. Не отвлекайтесь на третье измерение, а постарайтесь увидеть выбранный вами кадр таким, каким он будет выглядеть на плоской фотографии. Прежде всего, определитесь, какой снимок вы хотите получить: портрет, пейзаж, макро, спортивный и т. д. Для подобных видов съемки многие цифровые камеры поддерживают специальные программные режимы. Однако важно не только переключить устройство в нужный режим, но и правильно скомпоновать кадр.
"Научиться видеть кадр" означает научиться видеть его плоским, находить соотношения между формами и цветами, а также оценивать влияние неуловимых теней.
Второстепенные детали вашего кадра не должны заслонять главное, иначе они помешают правильному восприятию снимка. Лучшие кадры не содержат ничего лишнего, несущественного, что разбивает впечатление от фотографии и отвлекает внимание зрителя. Старайтесь исключать "визуальный мусор", не имеющий отношения к теме снимка.
Больше внимания фону! Неверно выбранный фон может загубить снимок, оттянув внимание зрителя на себя.
Примеры
Впечатление от древнего храма портит притулившийся рядом сувенирный киоск? Значит, он не должен попасть в кадр. Для этого всего-то и нужно, что сделать шаг или два в сторону. Ваша подруга хочет сфотографироваться на фоне куста цветущих роз? Но сегодня на ней яркое цветастое платье, а значит, на фотографии выйдет сплошная пестрота. Ваши друзья хохочут и машут вам, чтобы вы поскорей нажимали на спуск? Но если сделать это прямо сейчас, то из головы одного из них на снимке будет торчать дерево или фонарный столб -- классическая ошибка фотографа! И вновь, чтобы поправить положение, придется подвинуться вправо или влево.
У самой восхитительной красавицы, снятой в резком свете полуденного солнца, лицо украсится резкими тенями (чаще, увы, под носом). А если солнце у фотографа за спиной, то в кадр может попасть его тень. Значит, нужно привыкать оценивать расположение света и теней, прикидывая, как они получатся на снимке.
Самая важная из технических проблем любого фотографа -- это свет. Постепенно вы научитесь видеть то, как свет ложится на предметы. Научиться этому можно лишь опытным путем, а приступить к учебе можно прямо сейчас.
Горизонтально или вертикально?
Поднося фотоаппарат к глазам, мы инстинктивно придаем ему горизонтальное положение. Но часто вертикальная ориентация сделает фотографию гораздо лучше! В каких случаях следует предпочесть вертикально ориентированный кадр?
* Вертикально ориентированные объекты (от деревьев и людей до тесных улиц и горных ущелий) гораздо лучше выглядят на снимке, который тоже сориентирован вертикально.
Руины старинного собора выглядят величественнее, стройнее и ритмичнее при вертикальном расположении снимка (рис. 5.1, а). Но взгляните на эти руины, снятые с горизонтальным расположением кадра практически с той же точки (рис. 5.1, б). Фотография "расплылась", а сюжет потерял стройность и масштаб.
* Портреты тоже лучше выглядят в вертикальном формате. Фигуре и лицу человека вертикально расположенный снимок придает стройность и ритм.
* Пейзажи, особенно если в кадре есть линия горизонта, лучше располагать горизонтально.
Но строгие рецепты и формулы вряд ли применимы, когда речь идет о творчестве. Не стоит забывать о том, что камеру (а, следовательно, и кадр) можно располагать под произвольным углом к горизонту. Снимки, сделанные "падающей камерой", могут быть весьма эффектными (рис. 5.2).
Масштаб объекта и снимка
В портрете или пейзаже масштаб объекта, как правило, неважен. Средние размеры человека знают все, а оценить параметры пейзажа поможет, к примеру, дерево.
Но порой снимок получается интереснее и нагляднее, если он дает возможность сопоставить размеры одних предметов с другими. Например, это бывает важно для натюрмортов.
Масштаб предметов дает понятие о них самих, но не менее важен и масштаб кадра. Изменяя масштаб кадра, избавляясь от нежелательных деталей и объектов, фотограф оставляет в кадре лишь то, что наиболее существенно для снимка.
КСТАТИ
Зум-объективы обязаны своим успехом легкости изменения фокусного расстояния и, следовательно, легкости изменения масштаба кадра. Ведь так удобно приблизить или отдалить объект съемки, не двигаясь с места. При этом увлекшийся съемкой фотограф порой забывает, что изменение фокуса (или замена объектива) ведет за собой изменение других параметров -- перспективы и глубины резкости. Как бы ни было легко изменить фокусное расстояние, прежде чем это сделать, спросите себя: не лучше ли поменять точку съемки, отступив или приблизившись на несколько шагов?
Точка съемки и ракурс
Точкой съемки называется место, где находится фотограф по отношению к объектам кадра. Точка съемки влияет на эмоциональное восприятие снимка. Наиболее спокойное состояние достигается съемкой с уровня глаз. Это объясняется тем, что мир мы привыкли воспринимать с высоты своего роста. А что, если попробовать рассмотреть объект с разных точек?
* Верхняя ("с высоты птичьего полета") или нижняя ("с земли") точка съемки вносит в кадр элемент напряженности и представляет объект съемки совершенно необычным образом.
* При съемке детей или домашних животных лучше слегка приседать.
Старайтесь избегать фронтальной съемки. "Тупые" фронтальные кадры -- самые нудные и неинтересные. Точно так же линия горизонта, расположенная строго по центральной горизонтали фотографии, своей "прямолинейностью" портит пейзаж даже самой неземной красоты. К счастью, ее можно "передвинуть", обрезав снимок сверху или снизу. Но при этом придется смириться с тем, что часть кадра пропадет.
Так уж устроен человеческий глаз, что он не любит монотонность и прямолинейность и во всем ищет "изюминку". Объект съемки может приобрести совершенно иной характер, если сфотографировать его сбоку, сверху, снизу или под разными углами. Например, если сделать снимок человека во весь рост так, чтобы камера находилась не на уровне его глаз, а чуть ниже, то он будет выглядеть выше и стройнее (этот секрет знают все фотографы-портретисты, теперь он известен и вам).
При съемке пейзажа решите, где будет линия горизонта: в нижней или верхней части кадра. Широкоугольный объектив может создать интересные эффекты, вызываемые дисторсией, искривив линию горизонта. Здесь, разумеется, важно знать меру.
Если точка съемки выбрана так, что зрителю снимка приходится "ломать глаза", то дело плохо: его внимание отвлечено от объекта съемки и эффект просто-напросто пропадает впустую.
Теперь о ракурсе, то есть перспективном искажении формы предмета, изменяющем его привычные очертания.
КСТАТИ
Гротеск в фотографии посредством ракурсных искажений -- это всегда неожиданность, открытие новой грани в восприятии знакомых образов. Необычная точка зрения свидетельствует об оригинальном взгляде фотографа, его умении открыть в привычных явлениях или объектах новое, неожиданное качество.
Удачный ракурс может сыграть решающую роль и сделать самый обычный предмет интересным и привлекательным, а неудачный -- загубить фотографию даже с самой превосходной экспозицией. Самое небольшое смещение точки съемки может сделать кадр точнее и стройнее, и при этом в него не попадут ненужные детали.
Фон
Фон -- точно такой же участник сюжета, как и объект съемки. Поэтому не стоит отвлекаться от построения кадра, каким бы захватывающим (или скучным) ни был его сюжет.
* Самый простой способ испортить фотографию -- снять объект на отвлекающем фоне (рис. 5.3).
* Плохой кадр отличается от хорошего тем, что он захламлен объектами, отвлекающими внимание зрителя на то, что не имеет отношения к сюжету снимка.
* Иногда появление отвлекающих объектов просто неизбежно. Например, фотографируя на улицах города, порой стоит смириться с тем, что в кадр попадают прохожие или автомобили. Но снимая в помещении и там, где фон снимка в вашей власти, следует отнестись к нему внимательнее.
* Осмотрите место, где вы собираетесь фотографировать, и уберите все лишние и случайные предметы, особенно яркие.
* Фотографируя коллег в офисе, попросите их убрать со столов все лишнее: отчего-то стол делового человека выглядит захламленным, даже если на нем лежит всего пара документов.
* Фотографии семейных торжеств лучше делать в самом начале праздника, когда на столе нет грязных тарелок и недоеденных блюд.
* Портрет на фоне пестрого ковра рябит и оставляет впечатление засоренности пространства, ковер отвлекает взгляд.
Словом, чем проще и лаконичнее фон, тем удачнее снимок! Добиться этого несложно, а фотография станет значительно лучше.
ВНИМАНИЕ
Более светлый предмет располагайте на темном фоне, и наоборот, темный объект съемки хорошо смотрится и выделяется на светлом фоне. Так предмет и фон будут лучше взаимодействовать друг с другом, составляя своего рода ансамбль.
Очень интересные фотографии получаются, когда фон имеет текстуру. Кусок старого дерева, ткань с рельефным плетением или грубая бумага станут прекрасным фоном и для портрета, и для натюрморта. Часто интересную текстуру формируют ковер цветов на лугу, грубая каменная стена и даже облупившиеся слои краски на деревянном доме.
Удачных Вам снимков!
Эта статья идёт с изображениями, которые можно увидеть в выпуске по ссылке (http://subscribe.ru/archive/culture.photo.ifotoblog/201005/29134945.html)
Snapshot
Фото
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат