В последнее время принято сваливать вину за подростковую агрессию на компьютерные игры. Как думаете, стоит ли ожидать запретов каких-либо культовых игр в ближайшее время?

Алексей Пастушенко, 1C-Softclub, руководитель PR-отдела

К счастью, подчеркну — к счастью, с первого сентября начал действовать новый закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», и теперь у подобных нападок значительно меньше оснований, чем раньше.

Каждая игра теперь обладает четким возрастным ограничением, которое очевидным образом обозначено на упаковке и на всех сопроводительных материалах.

Теперь у родителей появился инструмент, который позволяет им четко контролировать те игры, в которые играет их ребенок, и оградить его от нежелательных последствий. Закон определяет что может причинить вред ребенку, и мы соответствующим образом маркируем наши игры.

Но воспитание детей — это в первую очередь задача родителей, важно, чтобы они внимательно относились к досугу своего ребенка и следили, во что он играет, что он смотрит и что он читает.

Когда есть механизм, позволяющий ограничить доступ к определенным продуктам, запрещать их нет необходимости, и это всегда признак более цивилизованного общества.

Поэтому я не думаю, что в ближайшее время какие-то игры будут запрещены.

Алексей Яровит, Akella, директор департамента PR и рекламы

Во все времена в подростковой агрессии было виновно что угодно, но только не родители и общество.

Сначала это было отсутствие должного религиозного рвения, затем «неправильные» книги, потом телевизор, «тлетворная и разлагающая» музыка, компьютерные игры, Интернет и прочее.

Если говорить о какой-то цензуре и табу — то это весьма тонкий момент. Мы живем в очень лицемерном мире. Запреты на те или иные игры или определенные моменты в них были, есть и будут. Но, как правило, они связаны не со здравым рассудком, а с текущей политической конъюнктурой.

Вообще же, я являюсь сторонником позиции гласящей, что если нельзя создать для всех единые правила, то их быть вообще не должно.

Но при этом, возрастной рейтинг игры должен носить не рекомендательный, а запрещающий характер. То есть, если на коробке написано «18+», то эту игру может купить только совершеннолетний. Ну а уж кто в нее играть будет — это опять же вопрос к контролю детей со стороны взрослых.

Виктор Кислый, Russia Wargaming, генеральный директор

Вопрос прямой взаимосвязи подростковой агрессии и видеоигр очень остро обсуждается в обществе. Вспышки насилия среди подростков очень часто пытаются объяснить исключительно негативным влиянием компьютерных игр на формирующуюся психику.

Однако вряд ли стоит приписывать все зло только виртуальной реальности. Современный подросток живет в сложном, быстро меняющемся мире с огромными потоками информации, в котором ребенку достаточно тяжело ориентироваться.

Это часто приводит к развитию стресса, который выливается в агрессивное поведение. Многие эксперты считают, что видеоигры, наоборот, помогают человеку «выпустить пар», выплеснуть весь накопившийся негатив в мире виртуальном. Поэтому решение проблемы требует весьма взвешенного и комплексного подхода.

В попытке оградить подростков от виртуального насилия, власти многих стран открыто выступают за запрещение некоторых видеоигр. В России и Великобритании власти готовятся ввести запрет на продажу и распространение печально известного проекта Manhunt.

Кстати, игра уже получила статус персоны нон грата в таких странах, как Канада, Австралия, Германия и Новая Зеландия.

C 2008 года в Бразилии в публичных местах запрещены игры Counter-Strike и EverQuest. Не обошлось и без казуса. Играя, к примеру, в Trucks на планшетнике в центре Афин, вы рискуете заплатить внушительный штраф — с 2002 года в Греции в публичных местах введен запрет на абсолютно любые компьютерные игры.

Не исключено, что в будущем «черный список видеоигр» может пополниться новыми именами. В основном к группе риска относятся проекты жанра хардкорных шутеров и слешеров, где геймплей строится на уничтожении «живых» противников во всех «кровавых» подробностях.

Было бы неправильно утверждать, что все компьютерные игры активно эксплуатируют тему насилия. World of Tanks, к примеру, полностью лишен крови, и в нем нет сцен гибели людей.

Основные действующие лица в игре — это танки, стальные бронированные машины, которые легко ремонтируются после каждого боя. Несмотря на то, что World of Tanks обладает ярко выраженными элементами шутера, закон «у кого пушка больше и скорострельнее — тот и победил» не является в игре главенствующим. Успех в «Танках» напрямую зависит от умения игрока думать логически и рационально, правильно выбирать стратегию и тактику боя.

В «Танках» также теряет силу и другой основополагающий закон большинства шутеров — «один против всех». World of Tanks — игра социальная.

Она формируют у игроков лидерские качества и дух сотрудничества, поскольку на 15 минут абсолютно чужие и незнакомые люди становятся братьями по оружию, которые рассчитывают на вашу поддержку, и от которых зависит ваш личный успех в бою.

Более того, игра несет в себе мощную образовательную составляющую, стимулируя игроков всех возрастов окунуться в мир военной истории, отечественного и зарубежного танкостроения.