Параллельный импорт здорово поправил ситуацию на автомобильном рынке, закрыв нишу свыше двух миллионов рублей. Однако ниже осталась пропасть, «засыпать» которую пока не удалось никому: LADA Granta и Niva в таких количествах не выпускаются, а Largus и Vesta — дороже. Впрочем, рынок на то и рынок, чтобы мгновенно находить решения. И одним из таковых стала «раскатка». Подробнее — в материале портала «АвтоВзгляд».

Покупка машины год от года легче не дается — чтобы пополнить или обновить семейный гараж, приходится прилагать все больше усилий и денег. А после 24 февраля это и вовсе стало огромной проблемой. Знакомые и уже изученные инструменты — кредит и лизинг — вдруг стали неактуальными и доступными лишь избранным: официальные дилеры уже не скрывают, что львиная доля продаж приходится на юридические лица, а «физикам» остаются лишь остатки былой роскоши. Вторичка, вздыбившаяся валом весной, тоже угасла: самые интересные варианты разобрали, цены упали незначительно. Продают лом за дорого, а «относительно ничего» — за очень дорого.

Отсутствие у граждан денег — ключевая проблема фактически полной остановки рынка. Кредитные продукты дорогие и «требовательные», а у большинства покупателей нет понимания перспектив. Крупные банки стараются выжать из клиента максимум, а если тот сильно переплачивать не готов, то вовсе с ним не связываются. О жадности частных контор даже вспоминать не хочется. Где же тогда взять заемные деньги на адекватных условиях? Как купить автомобиль?

Одной из схем, позволяющих эту проблему решить, стал «раскат»: продавец отдает покупателю свой автомобиль не за полную стоимость, а по сути, в частный лизинг — аренду с постепенным выкупом. Раньше это было популярно только в такси, сейчас — повсеместно. «Раскатывать» можно как относительно свежую машину, так и глубоко подержанную. Причем стоимость фиксируется суточная, а договор подписывается на срок примерно от года.

Приведем конкретные примеры. Скажем, найм автомобиля Daewoo Matiz — эта модель чрезвычайно популярна для развозки — обойдется в 500 рублей в день или в 182 500 целковых в год. Потрепанный седан Volkswagen Polo — от 1000 рублей в день. Страхование и ремонт — за счет нанимателя. А вот первоначального взноса, как правило, такая схема не подразумевает.

В общем, «раскатка» — это лизинг между двумя физическими лицами, которые подписывают двусторонний договор найма — не путать с арендой. В нем указан и ежедневный платеж, и все сроки, и стоимость последующей продажи: как правило, один рубль. Процесс передачи прав на автомобиль происходит в конце договора. Законно ли это? Теоретически — да, потому что прямого запрета на сдачу собственности в найм нет.

Опасно ли заключать подобную сделку? Тоже да, потому что никаких гарантий нет ни у одной из сторон, а сам договор может быть составлен некорректно. И непонятно, что делать и кто, кому, сколько будет должен, если автомобиль разобьют или угонят. Но поскольку ситуация на рынке сложилась патовая, и другие возможности отыскать сложно, многие соглашаются даже на такие «серые схемы». Причем услуга востребована — об этом свидетельствует количество предложений на досках объявлений.