В Санкт-Петербурге платные парковки только появились, а москвичи к ним уже почти привыкли, но не все. Некоторым пришлось пересмотреть подход к использованию транспорта, другие сменили арендованную квартиру. Как изменился рынок аренды из-за введения платных парковок — в материале «Газеты.Ru».

Пилотный проект по введению платной парковки в центре Москвы (на Петровке и в Каретном Ряду) был проведен два с половиной года назад, затем платные парковки захватили территории в пределах Бульварного кольца, а позже появились и в районе «Москва-Сити», постепенно расширившись до границ Третьего транспортного кольца.

Представители Московского паркинга говорят об увеличении скорости движения в зоне платной парковки, сокращении числа личного транспорта, который въезжает в центр столицы, и увеличении оборачиваемости машино-мест (их меньше занимает один и тот же автомобиль). И хотя жители столицы уже, кажется, привыкли, что за парковку приходится платить, они все равно стараются делать это как можно реже. И если кто-то пересаживается на общественный транспорт, другие ищут способы и вовсе не заезжать в зону платной парковки. Особенно остро этот вопрос стоит для тех, кто снимает жилье в Москве.

«Мне пришлось переехать, потому что в моем дворе парковаться было особо негде, паркинга там тоже нет. Но раньше я спокойно парковался на улице, а теперь в этой зоне платная парковка.

Я сначала хотел переехать куда-то подальше, но эта зона все разрасталась и разрасталась. В итоге я снял квартиру недалеко от предыдущей, но в более современном комплексе, где есть своя парковка. Плачу теперь больше на 10 тысяч в месяц, но это все равно дешевле взносов за парковку», — рассказывает Михаил.

Схожий опыт у москвича Евгения, но с еще более парадоксальным финалом. У него в собственности квартира на Рязанском проспекте, а офис фирмы, в которой он работает, — на Тверской. Подсчитав, что каждый день на дорогу уходит два часа, в неделю — десять часов, а в год — более 20 суток, Евгений решил свою квартиру сдать, а вместо этого снять рядом с работой, чтобы ходить пешком. «Но машина мне нужна, и она стояла рядом с домом. Я пользовался ей, чтобы доехать на выходных в магазин за продуктами или выехать также на выходные, как многие москвичи, на дачу или в какой-нибудь интересный городок недалеко от Москвы. Машина — это удобно, причем, как видите, я использовал ее не для того, чтобы каждый день ездить на работу и нагружать трафик», — рассказывает читатель «Газеты.Ru». Когда парковка стала платной, Евгению пришлось переехать: на 14-этажный дом во дворе было всего пять мест для парковки, и все оставляли машины на ближайших улицах. «И я был вынужден переехать, теперь снимаю квартиру на Профсоюзной и езжу на работу на машине по пробкам — то есть эффект получился явно не таким, как задумывали чиновники», — подводит итог Евгений.

Есть и истории от собственников, которые столкнулись с новыми требованиями со стороны потенциальных арендаторов. «У нас очень маленький двор, парковаться почти негде, я очень долго не могла сдать квартиру, — говорит владелец квартиры в центре Москвы Ольга. —

Люди приходили, смотрели, говорили, что им все нравится, но за парковку платить не хотят.

В итоге квартира простаивала несколько месяцев, сейчас сдаю молодым ребятам, которые пользуются общественным транспортом и велосипедами».

Стоимость первого часа парковки в зоне Бульварного кольца — 80 руб., на ряде улиц Бульварного кольца введен дифференцированный тариф. Стоимость парковки в пределах Садового кольца 60 руб./час. Есть парковочные абонементы, они стоят от 8 тыс. до 25 тыс. руб. в месяц в зависимости от зоны, в год плата составит в десять раз больше.

Есть, конечно, специальные условия для резидентов, но они помогут не всем — далеко не все арендаторы могут претендовать на льготы.

Бесплатная парковка для резидентов действует с 20.00 до 8.00 в пределах муниципального района проживания. После получения парковочного разрешения резидента (дается на два автомобиля) можно доплатить за круглосуточные льготы. Стоимость такого тарифа — 3 тыс. руб. в год. Основанием для получения разрешения для резидента может быть либо право собственности на квартиру, либо договор социального найма, либо договор найма служебного жилого помещения. То есть обычному арендатору, который снимает квартиру у собственника напрямую, без участия работодателя, получить разрешение проблематично. Это возможно, только если собственник пойдет навстречу и получит разрешение за арендатора, но на практике такие случаи практически не встречаются.

На ставки аренды введение платных парковок массово не повлияло, но вмешалось в расстановку сил между владельцами квартир, что особенно важно сейчас, когда предложение превышает спрос в два-три раза в разные месяцы.

«Если у собственников квартир, размещающих автомобили во дворах, есть право на парковку для резидентов, то простые арендаторы этой возможности лишены. В этой ситуации квартиры, которые предлагаются в аренду вместе с машино-местами, получили добавочное преимущество и стали более конкурентоспособными», — говорит и.о. руководителя департамента аренды компании «НДВ-Недвижимость» Роман Зеленский.

Совсем уж не повезло тем, кто пытается сдать квартиру в старом доме, где дворы очень маленькие — так называемые «колодцы». Спрос на такое жилье сохраняется только у тех, кто пользуется общественным транспортом, но они, как правило, и платить готовы гораздо меньше.

В гораздо более выгодном положении оказались собственники квартир в современных домах бизнес- и премиум-класса. «В таких проектах наличие места на парковке является одним из обязательных условий – машино-места предусмотрены либо на огороженной и охраняемой территории дома, либо в подземном паркинге. Оплата за них сейчас часто входит в стоимость аренды квартиры», — рассказывает заместитель директора департамента аренды квартир «Инком-Недвижимость» Оксана Полякова.

Но собственная парковка есть не во всех ЖК, и собственники квартир пытаются оградиться от внешнего мира. «Платная парковка организована на улицах, во дворах домов она по-прежнему остается бесплатной. Чтобы оградить свой двор от машин, владельцы которых проживают в соседних домах, где практически нет внутренних дворов, или работают в офисах по соседству, жильцы устанавливают ограждения и шлагбаумы», — говорит исполнительный директор «Миэль — Сеть офисов недвижимости» Алексей Шленов.

Если в комплексах бизнес- и премиум-класса собственные парковки есть, то в комфорт-классе картина несколько иная: арендаторы пересаживаются на общественный транспорт или переезжают подальше от центра.

Некоторые из-за платных парковок меняют жилье, другие — работу.

«Есть отдельные случаи смены работы из-за организации платных уличных парковок. Еще больше москвичей задумались об этом после 10 августа, когда вступил в действие прогрессивный тариф на парковку на самых загруженных улицах в пределах Бульварного кольца», — рассказывает председатель совета директоров Kalinka Group Екатерина Румянцева. Правда, большинство все-таки пересмотрели способы добираться на работу: кризис не то время, когда от понятного работодателя уходят в неизвестность из-за платной парковки. «Примерно треть автовладельцев, прежде добиравшихся в офис на личном транспорте, вынуждены были пересесть на общественный — метро, автобусы. Весьма обременительно при зарплате, скажем, 60–100 тыс. руб. тратить 25 тыс. на парковочный абонемент», — говорит Екатерина Румянцева.

Гораздо более очевидна миграция офисов из центра. Около 30–35% компаний предпочли сменить локацию на район с более низкой стоимостью аренды и возможностью бесплатной парковки для сотрудников и клиентов. Нередко в этом случае руководство фирмы организует доставку сотрудников автобусом из других районов Москвы. Но даже с учетом этих расходов переезд офиса из центра, как правило, остается выгодным.