Регулирование тарифов на капремонт будет осуществляться на федеральном уровне, предлагают в Госдуме. Благодаря этому планируется снизить тарифы в тех регионах, где они завышены, чтобы избежать социального взрыва. Велики шансы, что этот механизм запустят уже в начале следующего года, считают эксперты.

Тарифы на капремонт могут быть ограничены на федеральном уровне, по тому же принципу, как сейчас регулируются тарифы на коммунальные услуги. Соответствующий законопроект готовит комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Об этом «Газете.Ru» сообщила председатель комитета Галина Хованская.

«Я планирую выступить с инициативой, чтобы все платежи ЖКХ регулировались государством. Будет устанавливаться предельный размер тарифов, как это уже делают для коммунальных услуг, но не делается для платежей за капремонт, поскольку они относятся к расходам на содержание и ремонт дома.

Если инициатива будет принята, то завышенные платежи за капремонт, которые сейчас мы наблюдаем в ряде регионов, например в Москве, сократят до приемлемого уровня», — сообщила она.

По ее словам, законопроект планируют закончить и вынести на рассмотрение уже в сентябре этого года.

Грядет социальный взрыв

В Минстрое не успели дать оперативный комментарий, однако ранее само министерство выступило с рекомендацией установить взносы за капремонт на уровне 7,7 руб. за кв. м. Поскольку совет не носил обязательного характера, ряд регионов его проигнорировали. В результате, хотя средние ставки по стране находятся на уровне 6–7 руб. за кв. м, в Санкт-Петербурге, например, платеж составляет всего 2 руб., в Москве — 15, а в Ханты-Мансийске — 18.

Хованская отметила, что необходимо ввести новый порядок в кратчайшие сроки, чтобы избежать социального взрыва.

«Я видела официальные данные, согласно которым совокупные платежи за ЖКХ выросли для москвичей на 41%. Ситуация нагнетается, ко мне постоянно приходят жалобы. При этом если платежи за коммунальные услуги регулируются, чтобы избежать чрезмерного роста цен, то тариф на капремонт никак не регулируется, притом что государство в лице местных властей само устанавливает эти расценки. С одной стороны, тарифы ограничивают, а с другой — происходит бесконтрольный рост, что перечеркивает все усилия по сдерживанию цен. В результате назревает социальный взрыв. Особенно это бьет по той прослойке, которая балансирует на краю бедности», — рассказывает председатель профильного комитета.

В Фонде капремонта Москвы отказались от комментариев на том основании, что этот вопрос выходит за рамки их компетенции.

«Мы просто выполняем то, что прописано в законодательстве», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Новый порядок могут запустить с начала следующего года

По мнению Сергея Васильева, председателя движения «Москонтроль», велика вероятность, что тарифы на капремонт начнут регулировать на федеральном уровне уже с начала следующего года.

«За месяц-два можно выработать новый механизм и с нового года уже запустить. Сами власти понимают, что есть перегибы, поэтому инициативу не будут тормозить», — говорит эксперт.

Как он отметил, на сегодняшний день тарифы назначаются произвольно, «любое регулирование в пределах разумного — полезно. Как показала практика с регулированием коммунальных услуг, нужен ограничитель, иначе ресурсоснабжающие компании могут завышать расценки до бесконечности. Чтобы избежать перегибов, нужно регулирование на принципах логики. Разброс 2 руб. в Санкт-Петербурге и 15 руб. в Москве недопустим. Он связан только с тем, что в Петербурге власти относятся с большим уважением к жителям города, а в Москве решили, что тут живут одни богатые люди и с них можно брать побольше. Выбор ничем не обоснован, просто наугад назначили ставки», — заметил Васильев.

Могут все сделать по-чиновничьи

При этом, как отмечают эксперты, все зависит от конечной реализации этой инициативы.

«Идея хорошая, но должна быть правильная система ценообразования. Вопрос в том, какой инструмент реализации выберут: либо будет понятная простая система, либо опять все сделают по-чиновничьи. Надо учитывать разные климатические условия, разные типы домов (одно дело хрущевка, другое — недавно построенный элитный дом).

Нужна стройная логичная схема, по которой будут определяться расценки.

А могут поступить так же, как делали программу капремонта в Москве. Быстро написали в режиме спецоперации и запустили под Новый год, чтобы никто не заметил, что готовится. Надо, чтобы система регулирования тарифов принималась не так, а в ходе широкого обсуждения с участием экспертов, представителей собственников. Иначе в этом нет смысла, просто власти отчитаются о сделанной работе», — заявил Васильев.

Схожего мнения придерживается и заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ-Контроль» Андрей Костянов.

«С одной стороны, местные власти могут назначать необоснованные тарифы, с другой — они лучше всех представляют местную специфику. Поэтому нельзя сейчас сказать, во что это выльется. У идеи есть и плюсы, и минусы, надо смотреть на конечную реализацию. В любом случае, нельзя всех грести под одну гребенку, необходимо дифференцировано назначать тарифы. Страна большая, в ней разные климатические зоны, разная логистика. Обязательно должна быть четкая и прозрачная методика, по которой начисляется платеж. А то люди задают вопрос, почему в Москве платят 15 руб. за кв. м, под Москвой — 7 руб., а в Санкт-Петербурге — 2 руб.», — заметил Костянов.