Что мы знаем о мозге? И много, и почти ничего. А то, что знаем, легко превращается в мифы при более детальном рассмотрении. А ведь если понять, как правильно работает этот важный орган, можно улучшить его работу — и тем самым добиться больших успехов в жизни.
Строение нервной ткани
Центральная нервная система человека состоит из головного и спинного мозга. Несомненно, мозг относится к жизненно-важным органам, т. е. к тем, без которых организм человека просто не может существовать.
Строение нервной ткани изучено достаточно хорошо. Нервная клетка — нейрон — имеет своеобразную структуру: тело нейрона с отростками (дендритами) напоминает солнышко, от него тянется длинный аксон, защищенный миелиновыми оболочками, на конце которого разветвлены окончания — корешки. В целом, нейрон похож на дерево с круглой кроной. Серое вещество, составляющее 60-65% от вещества головного мозга, представлено телами нейронов, а белое вещество — аксонами.
Головной мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Им приписывают разные функции. Полушария головного мозга напоминают ядро грецкого ореха.
Мозг питается и дышит
Исследователи установили химический состав нервной ткани: она представляет собой сложные белково-липидные комплексы; 90% липидов (жиров) — это холестерин и фосфолипиды.
У младенцев идет активный синтез холестерина в мозговой ткани, в первый год жизни его количество резко возрастает. У взрослых мозг содержит много холестерина (около 25 г), однако синтез его снижается вплоть до прекращения. Белки составляют примерно 40% сухой массы головного мозга.
В мозговой ткани есть глюкоза и гликоген, а также почти все микроэлементы: натрий, калий, кальций, медь, железо, марганец и другие. Глюкоза быстро и легко проникает из крови в ткань головного мозга.
На долю головного мозга приходится 2-3% от массы тела. Примечательно, что при небольшом удельном весе мозг потребляет кислорода больше, чем любой другой орган: 25% от общего потребления всем организмом у взрослых и 50% у детей. Это говорит об интенсивном дыхании мозга. Особенно интенсивно расходуется кислород клетками коры мозга. При умственной работе интенсивность дыхания мозга возрастает, а при наркозе значительно уменьшается. Прекращение доступа кислорода даже на 10-15 секунд может привести к обмороку.
Потенциал мозга называется биоэлектрическим. Он имеет химическую природу, так как его возникновение обеспечивают ионы калия и натрия. Они проходят через мембраны клеток в разных количествах: калий в больших количествах, натрий — в значительно меньших. За счет разности концентраций заряженных частиц (ионов) внутри и вне клетки возникает разность потенциалов.
В нервных клетках существует так называемый «натриевый насос» — это механизм, который поддерживает внутриклеточное содержание натрия на определенном низком уровне. Когда этот «насос» ломается, натрий беспрепятственно проникает внутрь клетки, и происходит перезарядка мембраны. Такое бывает при состояниях стресса, возбуждения, напряжения. А для лечения заболеваний, сопровождающихся этими симптомами, как правило, используют успокоительные (седативные) препараты. Они снимают разность потенциалов с коры головного мозга.
Таким образом, работа мозга напоминает работу хорошо отлаженной механической машины, в которой есть электричество, потенциал и даже «насос».
Что есть мысль?
Все было бы так просто, если бы наш мозг не продуцировал некую эфирную субстанцию под названием «мысль». Что же представляют собой наши мысли?
Несомненно, это поток информации. «Вначале было слово» — этот постулат опровергает все догмы материалистического видения мира. В самом деле, ведь мы сначала думаем или воспринимаем словесную информацию, а затем уже наш мозг реагирует на это передачей «хороших» или «плохих» нервных импульсов.
Мысль не подчиняется законам материального мира. В ментальном мире все иначе. Судите сами: у меня один персик, и у вас один персик. Я даю вам свой персик, вы мне свой. Сколько у каждого персиков? Правильно, по одному. Теперь обменяемся мыслями: я высказываю вам свою мысль, вы мне — свою. Сколько у каждого мыслей? Две!
Время и пространство не властны над мыслью. Мысленно мы можем перенестись в прошлое и будущее, причем со скоростью, которую не зафиксирует ни один секундомер! «Что быстрее всего на свете? Мысль!»
И, наконец, наши мысли реализуются, что давно уже доказано.
Все эти свойства позволяют развенчать давно устоявшиеся представления о мозге и превратить их в мифы.
Миф N1. Нервные клетки не восстанавливаются
Восстанавливаются! Да еще как! История медицины насчитывает огромное количество примеров, когда обреченные на неподвижность люди полностью выздоравливали, возвращались к активному образу жизни, победив свою болезнь.
«Анализы плохие, мозг поврежден, двигаться не будет» — говорят врачи. «Нет! — решает пациент. — Я должен выздороветь, я буду двигаться, я хочу жить полноценной жизнью!» Включается Ее Величество Мысль — положительная, оптимистичная, созидающая.
Немало противоположных случаев: ничем не болевший человек ложился и спокойно умирал просто потому, что он решил умереть. То ли стар слишком стал, то ли все уже на этом свете сделал... Кто знает, какая черная мысль пришла ему в голову?!
Эти два примера ярко иллюстрируют факт реализации наших мыслей. В первом случае — созидающий, во втором — разрушающий.
Особенностью восстановления нервных клеток и тканей является длительность этого процесса при усиленном питании и снабжении мозга кислородом. Из этого вытекает следующий миф.
Миф N2. Сладкое, соленое и жирное вредно для организма
Как мы уже выяснили, глюкоза, ионы натрия и холестерин — составляющие ингредиенты сахаров, солей и жиров соответственно — являются необходимыми для нормального питания, развития и функционирования мозга.
«Как?! — возмутятся любители жестких диет. — Это ведь вредные продукты!» Любые продукты вредны настолько, насколько мы ими злоупотребляем. Ограничить можно, но не исключать полностью.
Донорам сразу же после взятия крови дают горячий сладкий чай для предотвращения наступления обморока, который является следствием резкого падения уровня глюкозы в крови — гипогликемии. Уникальность глюкозы в том, что нет более легко и быстро проникающего в мозг питательного вещества.
Многие по себе знают, как портится настроение, вплоть до депрессии, при соблюдении некоторых диет. И тогда хочется чего-то сладенького! Плитка шоколада, чашечка кофе, банан, виноград или пара ложек меда легко могут исправить ситуацию.
Необходимы для питания мозга также белки. Аминокислоты белков являются ведущими составляющими в обменных процессах мозга.
Миф N3. Умственные способности человека зависят от количества извилин
Многочисленные исследования ученых доказали, что количество извилин у всех людей одинаково. Это — морфологическая (структурная) особенность мозга. Поэтому выражения типа «у тебя мало мозгов» или «одна извилина и та прямая» не имеют под собой ни малейшего основания. Почему же один умный, другой не очень, а третий и вовсе глуп?
Никто не рождается умным. Ум есть результат приобретенных в процессе жизни знаний и умений. С первого дня жизни младенец познает мир. В этом помогают его родители, окружение в целом.
Стимулом познания является интерес: там, где интерес, нет скуки, отчаяния, тоски, депрессии. Интерес исключает эти эмоции. Можете себе представить скучающего или тоскующего человека, чем-то активно интересующегося? Конечно, нет!
Сам интерес эмоционально не окрашен, он нейтрален. В самом деле, его нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям. Когда мы чем-то интересуемся, мы забываем о своих проблемах и болячках. Наш мозг работает, запоминает, развивается, мы растем духовно и становимся умными.
Любознательные, интересующиеся дети при соответствующем окружении имеют больше шансов стать «умниками и умницами».
Миф N4. «Выше головы не прыгнешь»
Мозг дает нам возможность бесконечного развития, аналогов в природе нет. Если у вас что-то не получается, не спешите вешать на себя ярлык глупого человека.
Утверждения типа «для меня нет ничего невозможного» или «у меня это обязательно получится» сделают вас всесильными, и вы сможете убедиться в созидающей силе мысли.
То же самое относится и к вашим детям. Нельзя говорить детям, что они «тупые», как бы ни были плохи их оценки в школе. Стоит выяснить причину отставания и помочь ребенку в освоении знаний. Сейчас успешно обучают даже детей с синдромом Дауна и страдающих олигофренией (недоразвитием мозга)!
Миф N5. Детей «индиго» очень мало, а гениев — еще меньше
Американские ученые пришли к выводу, что почти каждый ребенок рождается особо одаренным — «индиго». А неадекватное воспитание взрослых делает таких детей, в лучшем случае, умными.
Понаблюдайте за малышом. Здоровый ребенок активно познает мир, у него масса энергии, он задаст вам тысячи вопросов, на которые у вас далеко не всегда найдутся ответы. Если ему не мешать бесконечными запретами и направить его энергию в нужное русло, из него вполне может получиться гений!
Миф N6. Существуют «физики» и «лирики»
Данный миф утверждает, что чей-то мозг «технический», а чей-то — «лирический», имея в виду способности к точным и гуманитарным наукам.
Однако это лишь следствие выбранного направления развития. Человечеству известно множество великих людей, одаренных во всех областях познания: Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев... Это еще раз доказывает истину: талантливый человек талантлив во всем.
Миф N7. Память человека и его способности не безграничны
Наша память и наши способности развиты настолько, насколько мы их развиваем.
В середине прошлого столетия ученые допускали существование частиц — информосом — для передачи информации и обеспечения процессов памяти. «Память человека нельзя рассматривать в отрыве от его деятельности, так как не познание познает, не мышление мыслит, не память запоминает и воспроизводит, а познает, мыслит, запоминает и воспроизводит человек, определенная личность».
Человечество неумолимо движется к прогрессу. Изобретенный Интернет можно считать прототипом всеобщего информационного разума. Разве могли мы предположить несколько десятков лет назад, что сможем общаться на расстоянии быстро и легко?
Бесспорно одно: человеческий мозг, давший миру огромное количество изобретений и открытий, остается самым неисследованным и загадочным биологическим объектом по сей день.
Инна Пугачева, биохимик, «Passion.Ru»
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Здоровье
- →
- Доктор отвечает
- →
- Правда и мифы о мозге
Доктор отвечает
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат