Гарретт берется за старое после долгого отпуска. Перезапуск франшизы оказался хуже, чем мог быть, но уделить время Thief определенно стоит. Неплохой сюжет, превосходная атмосфера мрачного средневековья, отдельные великолепные локации. Полюбившийся герой снова в деле — и этого достаточно, чтобы простить игре многие недочеты

С момента последней встречи прошло десять лет. Франшизу сначала отложили в долгий ящик, потом игру вроде как начали разрабатывать, вскоре появилась информация, что это будет перезапуск серии. В конечном итоге проект попал в руки Eidos Montreal — молодой студии, которая зарекомендовала себя только с положительной стороны. Еще бы, ведь их дебютная Deus Ex: Human Revolution стала одной из лучших игр 2011 года. Жаль, того же нельзя сказать о Thief.

Наш герой после неудачного ограбления оказывается в большой передряге. Воспитанница Эрин, девушка-подросток, не выжила на их последнем задании. В мрачном Городе началась эпидемия какой-то заразы. Контроль над всем установил Барон — диктатор, который казнит несогласных с новой политикой. А грабителям особенно тяжко: если поймают — сразу на дыбу. Гарретта начинают посещать видения погибшей воровки — они неумолимо преследуют его, не давая покоя. Только собственное расследование может прояснить ситуацию.

Взяв неплохой старт, сюжетная линия быстро сдувается. Мало персонажей и действия, интриг тоже нет, а главный поворот истории настолько банален, что уже давно считается клише. Некоторых ключевых, как они преподносятся, героев мы встречаем всего два-три раза. Проблема не только в скомканной подаче, но и в скоротечности. Игра спокойно проходится всего за два вечера — и это очень мало. Только входишь во вкус, как по экрану начинают бежать финальные титры.

Не пойман — не вор

В нашем распоряжении довольно большой город. Между заданиями разрешается бродить по улицам, влезать в дома и опустошать все ящики и полки. Прогулкам мешают стражники, которые нападают на героя без причины, стоит им лишь заметить вас. Так что встать в полный рост, размять мышцы и ходить, как это делают нормальные люди, не выйдет. Это, к слову, сильно мешает и вызывает недоумение. Ведь на ограблениях Гарретт действует скрытно, его никто не видит. Почему других мирных жителей не трогают, а на вора сразу бросаются? Выходов из этой несправедливой ситуации несколько. Во-первых, можно незаметно пробираться мимо — например, по крышам домов. Во-вторых, от охранников легко убежать, и в этом кроется серьезный просчет Eidos Montreal.



Когда вас засекли, самый простой способ выжить — бегство. Враги, в отличие от их мечей, тупые, и, пока догонят проворного героя, пройдет вечность. А если бежать особо некуда, можно использовать еще одну любопытную особенность. Все как один солдаты больны тяжелой формой радикулита: они не могут погнаться за вами через узкий проход или согнуться, чтобы протиснуться в канализационное отверстие. Залезть на высокий уступ им тоже не по силам. В общем, если выбрать маршрут, по которому недруги не смогут пройти, они совсем перестанут быть помехой. Самое безнадежное дело — драться с врагами в честном бою. С одним (если повезет, то с двумя) еще можносправиться, но на большее не рассчитывайте. Пары ударов достаточно для гибели вора.



С искусственным интеллектом поиграть в кошки-мышки едва ли получится — солдаты чересчур ревностно оберегают свою территорию. Даже если с потолка рухнет огромная люстра, противники всполошатся, обнажат клинки и сделают пару шагов, но не покинут условных периметров. Сдвинуться с места их заставит только прямой контакт с нежелательным гостем — Гарреттом. Разглядев грабителя, враги сразу пустятся в погоню. Еще один интересный момент: стражника можно отвлечь и вынудить отойти на пару метров, но дальше он не последует ни под каким предлогом. Тут вспоминается серия Splinter Cell, в которой незадачливого бойца можно завести постукиванием и свистом хоть на другой конец уровня. Порой ИИ включается и начинает действовать разумно: если неожиданно потухнет свеча — охранник насторожится, осмотрится, подойдет и зажжет ее снова. При виде вас зашелся лаем пес в клетке или зачирикала птица — страж немедленно проверит, что случилось.

Удрать за 60 секунд

У Гарретта имеется серьезный арсенал, который, по идее, должен значительно облегчать воровские дела. Гаечный ключ, кусачки, множество стрел — с веревкой, газом, огненные, водяные, оглушающие и другие. Но сложность ситуации в том, что использование, скажем, отвлекающих стрел едва ли приведет к желаемому результату. Поставите на уши охрану, которая станет более внимательной, — и больше ничего не добьетесь. Лучше двигаться в полной незаметности, изредка гася факелы и активно используя веревки — как правило, поверху идти намного быстрее и безопаснее. Вышло так, что многие стрелы вообще не нужны. Например, можно пройти игру без особых проблем, используя только водяные, заостренные и веревочные стрелы.

Eidos Montreal хотела придать процессу вариативность, помня о Deus Ex: Human Revolution, которая позволяла проходить уровни тремя-четырьмя разными способами. Такой фокус во второй раз не получился. Как и в киберпанк-экшене, в Thief возможности ограничены инструментарием: нет гаечного ключа — путь в вентиляцию закрыт. Нет стрел с веревкой — выше не забраться. Но здесь слишком мало развилок, а те, что есть, крайне очевидные. Единственная возможность усложнить себе жизнь — не поддаваться соблазну и не включать особый режим зрения Гарретта, показывающий все активные точки в обозримом пространстве.



Наш герой — в первую очередь вор, а уже потом искатель правды и борец за справедливость. Поэтому, не переживая за совесть, мы тянем загребущие руки ко всему, что плохо лежит. К нашим услугам уйма шкафчиков, сейфов и тайников, словно ждущих, чтобы мы их открыли. Часть находок особой ценности не имеет — всякие серебряные ложки, кубки, браслеты и другие блестящие штучки. А часть — серьезный улов, ради которого придется вскрывать замки, разгадывать шифры и искать секретные кнопки. Разработчики сумели вызвать «рефлекс медвежатника»: только игрок с большой силой воли пройдет мимо хорошей картины на стене дорого обставленного дома. Дополнительный интерес вызывает статистика после прохождения миссии, показывающая объем награбленного. Естественное желание — перезапустить задание и «выставить», как говорили в одном фильме Гая Ричи, вообще все вещи, добившись максимального результата.

Thief хороша, но могла быть гораздо лучше. Только начинаешь входить во вкус, учишься использовать все возможности, забываешь о банальностях сюжета и проникаешься симпатией к главному герою, как игра заканчивается. Здесь всего восемь заданий, и далеко не все запоминаются. Но и есть и вполне яркие. Заброшенная лечебница, например, пощекочет нервы и в одном моменте наверняка заставит подпрыгнуть от неожиданности. Очень неплох динамичный забег по крышам горящих домов. В таких моментах есть атмосфера, и она чудо как хороша, но игра постоянно сбивается с ритма. Да и стелс, по своей сути качественный, оказался крайне непродуманным в деталях. После десятилетней паузы от Thief ожидаешь чего-то большего.

Достоинства:

как и полагается игре о воре, Thief пробуждает желание украсть все, что плохо лежит;
некоторые уровни потрясающе атмосферные и проработанные;
Гаррет идет на дело с внушительным арсеналом;
приятная графика.

Недостатки:

мало развилок на уровнях;
часть возможностей практически не востребована;
странный ИИ;
скоротечной семичасовой кампании откровенно мало.