С момента последней встречи прошло десять лет. Франшизу сначала отложили в долгий ящик, потом игру вроде как начали разрабатывать, вскоре появилась информация, что это будет перезапуск серии. В конечном итоге проект попал в руки Eidos Montreal — молодой студии, которая зарекомендовала себя только с положительной стороны. Еще бы, ведь их дебютная Deus Ex: Human Revolution стала одной из лучших игр 2011 года. Жаль, того же нельзя сказать о Thief.
Наш герой после неудачного ограбления оказывается в большой передряге. Воспитанница Эрин, девушка-подросток, не выжила на их последнем задании. В мрачном Городе началась эпидемия какой-то заразы. Контроль над всем установил Барон — диктатор, который казнит несогласных с новой политикой. А грабителям особенно тяжко: если поймают — сразу на дыбу. Гарретта начинают посещать видения погибшей воровки — они неумолимо преследуют его, не давая покоя. Только собственное расследование может прояснить ситуацию.
Взяв неплохой старт, сюжетная линия быстро сдувается. Мало персонажей и действия, интриг тоже нет, а главный поворот истории настолько банален, что уже давно считается клише. Некоторых ключевых, как они преподносятся, героев мы встречаем всего два-три раза. Проблема не только в скомканной подаче, но и в скоротечности. Игра спокойно проходится всего за два вечера — и это очень мало. Только входишь во вкус, как по экрану начинают бежать финальные титры.
Не пойман — не вор
В нашем распоряжении довольно большой город. Между заданиями разрешается бродить по улицам, влезать в дома и опустошать все ящики и полки. Прогулкам мешают стражники, которые нападают на героя без причины, стоит им лишь заметить вас. Так что встать в полный рост, размять мышцы и ходить, как это делают нормальные люди, не выйдет. Это, к слову, сильно мешает и вызывает недоумение. Ведь на ограблениях Гарретт действует скрытно, его никто не видит. Почему других мирных жителей не трогают, а на вора сразу бросаются? Выходов из этой несправедливой ситуации несколько. Во-первых, можно незаметно пробираться мимо — например, по крышам домов. Во-вторых, от охранников легко убежать, и в этом кроется серьезный просчет Eidos Montreal.
Когда вас засекли, самый простой способ выжить — бегство. Враги, в отличие от их мечей, тупые, и, пока догонят проворного героя, пройдет вечность. А если бежать особо некуда, можно использовать еще одну любопытную особенность. Все как один солдаты больны тяжелой формой радикулита: они не могут погнаться за вами через узкий проход или согнуться, чтобы протиснуться в канализационное отверстие. Залезть на высокий уступ им тоже не по силам. В общем, если выбрать маршрут, по которому недруги не смогут пройти, они совсем перестанут быть помехой. Самое безнадежное дело — драться с врагами в честном бою. С одним (если повезет, то с двумя) еще можносправиться, но на большее не рассчитывайте. Пары ударов достаточно для гибели вора.
С искусственным интеллектом поиграть в кошки-мышки едва ли получится — солдаты чересчур ревностно оберегают свою территорию. Даже если с потолка рухнет огромная люстра, противники всполошатся, обнажат клинки и сделают пару шагов, но не покинут условных периметров. Сдвинуться с места их заставит только прямой контакт с нежелательным гостем — Гарреттом. Разглядев грабителя, враги сразу пустятся в погоню. Еще один интересный момент: стражника можно отвлечь и вынудить отойти на пару метров, но дальше он не последует ни под каким предлогом. Тут вспоминается серия Splinter Cell, в которой незадачливого бойца можно завести постукиванием и свистом хоть на другой конец уровня. Порой ИИ включается и начинает действовать разумно: если неожиданно потухнет свеча — охранник насторожится, осмотрится, подойдет и зажжет ее снова. При виде вас зашелся лаем пес в клетке или зачирикала птица — страж немедленно проверит, что случилось.
Удрать за 60 секунд
У Гарретта имеется серьезный арсенал, который, по идее, должен значительно облегчать воровские дела. Гаечный ключ, кусачки, множество стрел — с веревкой, газом, огненные, водяные, оглушающие и другие. Но сложность ситуации в том, что использование, скажем, отвлекающих стрел едва ли приведет к желаемому результату. Поставите на уши охрану, которая станет более внимательной, — и больше ничего не добьетесь. Лучше двигаться в полной незаметности, изредка гася факелы и активно используя веревки — как правило, поверху идти намного быстрее и безопаснее. Вышло так, что многие стрелы вообще не нужны. Например, можно пройти игру без особых проблем, используя только водяные, заостренные и веревочные стрелы.
Eidos Montreal хотела придать процессу вариативность, помня о Deus Ex: Human Revolution, которая позволяла проходить уровни тремя-четырьмя разными способами. Такой фокус во второй раз не получился. Как и в киберпанк-экшене, в Thief возможности ограничены инструментарием: нет гаечного ключа — путь в вентиляцию закрыт. Нет стрел с веревкой — выше не забраться. Но здесь слишком мало развилок, а те, что есть, крайне очевидные. Единственная возможность усложнить себе жизнь — не поддаваться соблазну и не включать особый режим зрения Гарретта, показывающий все активные точки в обозримом пространстве.
Наш герой — в первую очередь вор, а уже потом искатель правды и борец за справедливость. Поэтому, не переживая за совесть, мы тянем загребущие руки ко всему, что плохо лежит. К нашим услугам уйма шкафчиков, сейфов и тайников, словно ждущих, чтобы мы их открыли. Часть находок особой ценности не имеет — всякие серебряные ложки, кубки, браслеты и другие блестящие штучки. А часть — серьезный улов, ради которого придется вскрывать замки, разгадывать шифры и искать секретные кнопки. Разработчики сумели вызвать «рефлекс медвежатника»: только игрок с большой силой воли пройдет мимо хорошей картины на стене дорого обставленного дома. Дополнительный интерес вызывает статистика после прохождения миссии, показывающая объем награбленного. Естественное желание — перезапустить задание и «выставить», как говорили в одном фильме Гая Ричи, вообще все вещи, добившись максимального результата.
Thief хороша, но могла быть гораздо лучше. Только начинаешь входить во вкус, учишься использовать все возможности, забываешь о банальностях сюжета и проникаешься симпатией к главному герою, как игра заканчивается. Здесь всего восемь заданий, и далеко не все запоминаются. Но и есть и вполне яркие. Заброшенная лечебница, например, пощекочет нервы и в одном моменте наверняка заставит подпрыгнуть от неожиданности. Очень неплох динамичный забег по крышам горящих домов. В таких моментах есть атмосфера, и она чудо как хороша, но игра постоянно сбивается с ритма. Да и стелс, по своей сути качественный, оказался крайне непродуманным в деталях. После десятилетней паузы от Thief ожидаешь чего-то большего.
Достоинства:
как и полагается игре о воре, Thief пробуждает желание украсть все, что плохо лежит;
некоторые уровни потрясающе атмосферные и проработанные;
Гаррет идет на дело с внушительным арсеналом;
приятная графика.
Недостатки:
мало развилок на уровнях;
часть возможностей практически не востребована;
странный ИИ;
скоротечной семичасовой кампании откровенно мало.