По правде говоря, The Banner Saga я совсем не ждал. Более того, я даже не подозревал о ее существовании, пока не прочитал предложение редактора написать о «новой игре от ушедших из BioWare ребят и композитора Journey». Несмотря на интригующий зачин, поначалу я отнесся к игре довольно скептически, тем более что словосочетание «профинансировано на Kickstarter» никогда не внушало мне доверия.
Давненько я так сильно не заблуждался...
Летописи на стягах
Опираясь на скандинавскую мифологию, The Banner Saga рисует перед нами завораживающе красивый мир, но при этом не стремится навязать нам его историю. Здесь обитают два разумных народа: люди и рогатые гиганты — варлы. Когда-то они воевали между собой, но появление общего врага, дреджей, положило конец распрям, и теперь они стараются поддерживать шаткий мир. Боги умерли, и солнце замерло на небосклоне — это необходимый минимум, который излагает игра во вступительной заставке. Многим этого вполне хватит, но желающие копнуть глубже историю мира The Banner Saga непременно будут вознаграждены. Читать заметки на карте, следить за взаимоотношениями людей и варлов, сводить вместе кусочки прошлого — все это может быть очень интересно и увлекательно.
Впрочем, уроки истории — дело сугубо факультативное, сама же игра фокусируется на вещах куда более насущных. К The Banner Saga отлично подходит определение road-game, то есть игра про дорогу (подробнее о том, что это такое, мы писали в отдельном материале). В центре игры — два каравана. Первый — королевские сборщики налогов, второй — простые люди, покинувшие свои разоренные дома. Они движутся из разных краев мира, каждый своей дорогой, до поры до времени не зная друг о друге, но наблюдают одни и те же пугающие вещи. Черные големоподобные дреджи, некогда побежденные, вновь возвращаются в обжитый мир, оставляя после себя лишь смерть и разрушения. Многие уже давно пророчили конец этому миру, где стоит вечный день, — быть может, это и есть конец. Но мы — не герои в сияющих доспехах, которые встанут на пути зла и запихнут его обратно в бездну. Мы — караванщики, и наша задача — пройти свою дорогу до конца, постаравшись сохранить в пути как можно больше жизней.
Вся игра — одна дорога. В этом плане The Banner Saga являет собой в первую очередь развлечение созерцательно-медитативное. Большую часть времени караваны просто бредут по бескрайним просторам Севера — и это, пожалуй, самое прекрасное, что есть в игре. Рисовка в стиле классических мультфильмов студии Disney очаровывает. Вообще, The Banner Saga оформлена предельно минималистично: персонажи в диалогах статичны, пейзажи тоже, музыка играет редко, озвучение практически отсутствует (лишь пара фраз в конце каждой главы), а все разговоры, мысли и действия передаются текстом. Поначалу мне очень хотелось поругать игру за это — мол, нарисовать-то красиво нарисовали, а на остальное, что, рукой махнули? Но уже через несколько часов ловишь себя на мысли, что такое сочетание работает — именно оно и работает. Дивным образом разработчикам удалось добиться того, что не всегда удается их коллегам из крупных компаний с многомиллионными бюджетами, дорогими движками, новейшими технологиями и армией профессиональных актеров. Они смогли увлечь игрока, заставить его сопереживать, чувствовать ответственность за своих людей, пусть даже это всего лишь цифры статистики. В той же Mass Effect 3, при всей ее эпичности и драматизме, это чувство несколько размывалось из-за масштабности происходящего, а иногда и пропадало вовсе, когда ты понимал, что Шепард — центр вселенной и без него никто никуда не двинется. Здесь ситуация куда более приземленная — есть лишь караван, дорога и ненавязчивое, но давящее чувство неизвестности того, что ждет впереди.
Дорога перемен
Действительно, трудно предугадать, что случится с караваном в пути, — в недостатке фантазии разработчиков не обвинишь. Вспышка непонятной хвори, облава дреджей, странный дымок в лесу неподалеку, разлад в группе... И именно вам, лидеру, придется со всем этим разбираться. Как именно — дело сугубо ваше. Игра дает полную свободу выбора, и далеко не всегда очевидно, чем и когда аукнется то или иное решение. Кажущаяся серьезной дилеммой ситуация на деле может обернуться пустяком, а иное незначительное происшествие — гибелью ценного персонажа. Но при этом никто никуда не гонит, так что подумать всегда есть время. И как любую хорошую ролевую игру, The Banner Saga интереснее всего проходить в один заход, без перезагрузок и лицемерных поисков «правильных» вариантов ответа. Хорошо дела идут или не очень — будь что будет.
У каждого каравана есть несколько параметров, за которыми нужно следить. Припасы определяют, сколько дней процессия сможет продержаться в пути. Если своевременно их не пополнять, люди начнут умирать от голода. Чем меньше людей — тем труднее придется в столкновениях с противником, будь то дреджи или другие люди. Не будем забывать и о морали — когда ощущаешь душевный подъем, сражаться получается лучше, да и невзгоды переносятся легче. Еще один параметр — известность. Зарабатывается она убийством врагов и исполняет роль игровой валюты. На нее в городских магазинах покупаются припасы и экипировка; кроме того, повышение ранга персонажа тоже «стоит» определенного количества известности. Денег много не бывает, поэтому нужно соблюдать приемлемый баланс — чтобы и подопечные были сыты, и воины обучены.
Даже если очень стараться, полностью избежать сражений никак не получится. В The Banned Saga есть как мелкие стычки, так и знатные побоища. Разница между ними лишь в том, что перед большими сражениями вам нужно будет отдать приказы воинам каравана (от ситуации и выбранного варианта зависят итоговые потери), а сами вы будете сражаться в составе выбранной команды героев. Тут игра превращается в продуманную пошаговую тактику со своими особенностями. Во-первых, ходы всегда чередуются вне зависимости от количества участников с каждой стороны. Грубо говоря, если у вас пятеро воинов, а у врага два, то они будут поочередно ходить после каждого вашего действия. Только когда у одного из соперников остается последний боец, включается привычное распределение по инициативе. У каждого солдата на поле боя есть два ключевых параметра — броня и сила. Броня, понятное дело, уменьшает входящий урон, а сила определяет как здоровье, так и урон от удара. В принципе, логично — при смерти боец явно не будет махать мечом так же активно, как в полном здравии. Поначалу это несколько непривычно, но зато заставляет осмысленно подходить к каждому бою, вдумчиво использовать способности каждого класса и опять же следить за моралью своих людей — в бою она позволит им двигаться дальше и разить сильнее обычного.
The Banner Saga — игра особого рода. В ней нет практически ничего кардинально нового, но в нее все равно интересно играть. На экране происходит довольно монотонное действо, но оно все равно держит в напряжении. Персонажи — немые статичные фигуры, но им все равно сопереживаешь. Магия простоты в чистом виде.
Но неизбежно хочется большего. Хочется, чтобы прекрасных рукотворных пейзажей было больше. Хочется, чтобы типажи героев были колоритнее. Хочется, чтобы ласкающая слух музыка Остина Уинтори играла чаще. Понятно, что реальная жизнь обычно не радует нас разнообразием, но ведь перед нами все-таки игра, тем более фэнтези, пусть и с претензией на реалистичность. Поэтому скажем так: хочется верить, что дальше будет еще лучше. Ведь The Banner Saga только начала свой путь — разработчики запланировали целую трилогию — и ей еще есть куда расти. Тем более замечательно, что старт получился очень многообещающим.
Достоинства:
проработанный игровой мир, основанный на скандинавских мифах;
свобода выбора (но стоит помнить, что финал все равно один);
глубокая и вариативная боевая система;
прекрасный визуальный ряд;
чудесная музыка.
Недостатки:
на русский язык игра не переведена, так что без знания английского здесь делать нечего;
хочется больше озвучки.