Ай да Тим Шейфер. Ай проказник. Кому ещё, если не создателю таких шедевров, как Grim Fandango, Full Throttle и Psychonauts могло прийти в голову просить деньги на новый проект у игроков? И ведь шалость удалась! Маэстро лёгким движением рук взбаламутил всё игровое сообщество, чуть ли не единолично вознёс Kickstarter до небес, а также собрал немногим больше 3,6 миллиона долларов. Закипела работа над новой адвенчурой от Double Fine, получившей название Broken Age. Время тянулось медленно, ожидание было томительным, но пришёл момент сбора урожая. Сегодня мы наконец-то узнаем, остался ли порох в пороховницах знаменитого геймдизайнера и так ли он силен в деле, как на словах.
Две жизни, одна судьба
Broken Age рассказывает историю двух персонажей: парня Шая Вольты и девушки Веллы Тартин. Одному приходится скучать на космическом корабле под надзором искусственного интеллекта, второй повезло намного меньше — её выбрали в качестве лакомства для жуткого монстра. Сюжеты достаточно просты, чтобы не запутаться в происходящем, но, если копнуть чуть глубже и внимательно рассмотреть происходящие в игре события, можно отыскать много интересного. Проект очень наглядно показывает всю жестокость тотального контроля над ребёнком на примере компьютера-матери. Залезает в вопросы слепой религиозной веры, используя «Фестиваль Дев», где девушек приносят в жертву чудовищу ради безопасности деревни, даже не думая об альтернативных вариантах. До определённого момента героям — и игроку — приходится подчиняться правилам, что позволяет буквально на собственной шкуре ощутить полное бессилие персонажей перед сложившимися обстоятельствами.
Эпизоды можно проходить параллельно, переключаясь между ними одним кликом, — это помогает отвлечься и разнообразить процесс. Второй пункт особенно актуален, поскольку сюжетные арки интересны не в равной мере. Приключения Веллы наполнены множеством красочных локаций и событий. Нам предстоит спасаться от монстра, разгуливать по облакам и знакомиться с несколькими комично сумасшедшими (Double Fine без таких личностей не может) персонажами. Эпизод за Шая лишён этого. Главным желанием молодого человека является бегство от надзора искусственного интеллекта с целью отправиться в настоящее путешествие. Несмотря на то, что происходящее подаётся очень интересно, динамика тут отсутствует напрочь. Можно и заскучать.
Однако больше всего вашего покорного слугу удивило отсутствие в Broken Ageкаких-либо загадок, обещанных при анонсе. Не нужно ломать голову над тем, где и какой предмет использовать, проверяя все активные области. Незачем напрягать серое вещество. Как бы неприятно это ни звучало, но игра больше похожа не на квест, а на интерактивный мультфильм. Чертовски красивый интерактивный мультфильм, надо сказать. Проекты Double Fine всегда славились уникальным графическим стилем, и Broken Age — не исключение. Бессмысленно описывать всё великолепие, творящееся на экране, — посмотрите, пожалуйста, на скриншоты. Они расскажут куда больше, чем слова. Скажем лишь, что автор этого обзора не смог удержаться от искушения и запечатлел каждую из нескольких десятков проработанных локаций. Получились отличные обои на рабочий стол.
Так на что ты потратил наши деньги, Тим?
Будем честными — Broken Age не является откровением для жанра. Шейфер лукавил, говоря о возрождении квестов. Например, трилогия про мусорную Депонию куда лучше справилась с этой задачей. Игра Double Fine больше похожа на упрощённую интерпретацию, где нужно наслаждаться диалогами и окружающими красотами, но не ломать голову над тем, как продвинуться дальше.
Зато, используя эту основу, команде Тима удалось собрать потрясающий проект. Пусть Broken Age не та, за кого себя выдаёт, но игра способна очаровать любого, кто хоть раз запустит её. Персонажи — даже те, кого встречаешь один раз, — удивительно живые. Они непременно поделятся с вами собственным мнением о происходящем, не забыв при этом показать свой характер. Мир, придуманный Double Fine, хочется исследовать до последнего уголка. Это касается и живописных локаций, по которым гуляет Велла, и футуристического космического корабля, где живёт Шай. С игроком разговаривают телепорты, суда используют шарфы навигации. Каждая необычная мелочь в Broken Age находится на своём месте и работает по законам этой вселенной. И диалоги — куда же без них! Смешные, забавные, элегантные беседы — в игре их не так много, как хотелось бы, но поставлены они настолько удачно, что с нетерпением ждёшь новой возможности поболтать.
Тем досадней, что при таком уровне проработки путешествовать нам толком не дают. Double Fine решила разбить свой проект на два акта, причём первый проходится часа за три. Повествование обрывается на очень неожиданной ноте, представляя все происходившие до этого события в совершенно другом ключе. Сам финал оставляет горьковатое послевкусие. С одной стороны, хочется кричать: «И это всё?!», с другой — ждать продолжения и надеяться, что общий хронометраж Broken Age не составит часов 5-6.
Как бы то ни было, если вы — давний поклонник Тима Шейфера или просто жаждете получить эстетическое удовольствие от прохождения, то Broken Age создавалась для вас. Красивейшая сказка, которая не стесняется задавать серьёзные вопросы, смешить и развлекать, заканчивается очень быстро, однако это не повод сбрасывать её со счетов. Несмотря на малую продолжительность, приключения милой Веллы и храброго Шая нашли путь к сердцу играющего, пробрались туда и, хлопнув дверью неожиданного финала, остались там, кажется, навсегда.
Достоинства:
возможность переключаться между героями на лету;
наличие странных (и это ещё слабо сказано) личностей, диалоги с которыми превращаются в форменный балаган;
«многослойный» сюжет;
завораживающая картинка.
Недостатки:
слишком малая продолжительность, особенно для игры, состоящей всего из двух актов;
отсутствие русской локализации для многих может стать непреодолимым препятствием;
Тим обещал настоящий квест, но Broken Age с этим жанром мало что связывает.