По степени пинания общественностью шестая часть «Героев меча и магии» стоит практически на одном уровне с неоднозначной четвертой. Как и четную предшественницу, «шестерку» критиковали за те усечения и упрощения, на которые пошли разработчики: «Ресурсы сократили? Кощунство! Рекрутирование армии в любом замке? Ересь! Нормальные экраны замков? Нет, не видели!» А добавить сюда еще и привязку к вечно сбоящему сервису Uplay и требование постоянного онлайна — вот и получается, что за всей этой пеленой негатива разбираться в игре глубже хотелось далеко не всем. И это грустно, потому что на самом деле «Герои VI» были очень даже неплохой игрой со своими достоинствами, которой просто нужен был второй шанс. Дополнение «Грани тьмы», о котором мы поведем сегодня речь, и является этим шансом.
Стоит сразу оговорить, что радикальных изменений в механике игры ждать не стоит. Практически все основные пункты, по которым были нарекания (вроде обозначенных выше), остались на месте — цель править их явно не ставилась. Зато сразу видна большая работа над программным кодом. За все время игры автору не довелось увидеть ни одного глюка, подвисания или разрыва соединения. И хотя подобные ошибки, если судить по сообщениям на форумах, изведены еще не полностью, общее улучшение ситуации налицо.
Темные эльфы на тропе войны
В отличие от скачиваемых придатков Pirates of the Savage Sea и Danse Macabre, Shades of Darkness — полновесное дополнение, которое не просто добавляет несколько новых сюжетных миссий, но и вводит шестую играбельную расу, Лигу Теней (она же Dungeon). Она похожа на свой аналог из пятой части, к которому добавили классики из третьей. Так, рядом с ассасинами, минотаврами и черными драконами в строю вновь стоят злобоглазы-вестовщики и мантикоры. Миловидные эльфийки с шакрамами выступают в роли отличных низкоуровневых стрелков, а дебютировавшие в оригинальных «Героях VI» Безликие заменяют гарпий, точно так же атакуя без ответа и возвращаясь на прежнее место. Расовая способность Лиги Теней — невидимость. Внезапный удар всегда сильнее обычного, и, кроме того, враг не может дать сдачи. Для темных это особенно важно, потому что их войска достаточно слабы в открытом бою. Но, научившись грамотно использовать мастерство скрытности и прочие уловки длинноухих, полководцы Лиги запросто могут выигрывать сражения практически без потерь.
![](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2013/06/03/646144/OnPage_1_sm.jpg)
Темным эльфам посвящена первая из двух кампаний дополнения, действие которой разворачивается спустя примерно сотню лет после событий оригинала. Главный ее герой — наш старый знакомый Раилаг, который изо всех сил пытается восстановить былое величие своего народа, вернув из глубин Шио таинственную Невидимую библиотеку. Сюжет этой истории мало того что периодически отсылает нас к событиям предыдущих кампаний, но еще и перебрасывает мостик к будущим событиям, объясняя, как герой докатился до той демонической сущности, в какой мы его впервые встречаем в пятой части. Вторая же кампания сосредоточена на некромантах, и это, честно говоря, уже совсем не смешно. В мире Асхана много разных рас, про которые есть что рассказать, но нет — нам уже в третий раз подсовывают мертвяков (первый — оригинал, второй — Danse Macabre). Теперь история крутится вокруг неизвестной болезни, которая косит некромантов, и немертвого наемника Вейна, нанятого для охраны города Культа Паука от не в меру ретивой принцессы Империи Грифона. Чтобы сложить цельную картину происходящего, опять же крайне желательно пройти оригинал и оба DLC. В противном случае некоторые моменты могут быть непонятны.
![](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2013/06/03/646144/OnPage_2_sm.jpg)
Главное, чего разработчикам удалось добиться в «Гранях тьмы», — вернуть азарт и интерес к прохождению. Не меняя ничего в механике, они грамотно подошли к вопросам построения уровней и создания сценария, благодаря чему каждая из восьми миссий (по четыре на кампанию) не на шутку затягивает. Например, во втором сценарии за эльфов нужно соревноваться в скорости прохождения определенных испытаний с двумя другими соперниками. А Вейну при защите города придется разрываться сразу между несколькими напастями в условиях ограниченного времени и постоянно тающей армии (болезнь — не просто условный фон для происходящего, она постоянно сокращает поголовье ваших высокоуровневых воинов).
![](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2013/06/03/646144/OnPage_3_sm.jpg)
Единственное, что действительно изменилось, — сражения с боссами. Отныне вы выходите на бой со строго заданным набором войск вне зависимости от того, какую армию собрали до этого. 500 драконов или одинокий хилый ассасин — не имеет значения, все равно биться будете теми, кого прописали разработчики. Это нововведение, хоть оно и противоречит всякой логике, все же можно назвать полезным. Оно избавляет от необходимости долго и уныло копить армию и ускоряет успешное выполнение задания. Да и бои так получаются более сложными и интересными, ведь отправить босса в нокаут одним пинком больше не выйдет.
Лучше меньше, да лучше
Знакомство с «Гранями тьмы» рисует весьма занятную картину. По большому счету разработчики ничего радикально нового не сделали, ограничившись лишь «новой старой» расой да мелкими косметическими правками. Но в итоге играется это намного живее и увлекает сильнее, нежели оригинальные шестые «Герои» полтора года назад. Конечно, дополнение унаследовало многие хвори своего прародителя (обязательная привязка к онлайну, ущербные экраны городов, ряд упрощений в механике), но теперь они не воспринимаются так остро и не заслоняют тех исконных достоинств игры, что передавались из серии в серию, — глубокой стратегии, интересной истории и чертовски красивого мира. Шестая часть изменила название, но по сути своей осталась той же классической пошаговой стратегией, которая бессовестно держит тебя у монитора ночами напролет. Жаль только, что нормального воплощения этого пришлось ждать так долго.
Достоинства:
новая играбельная раса — темные эльфы — со своим особым стилем ведения войны;
увлекательные миссии;
интересный сюжет, связанный с другими частями серии;
в кои-то веки стабильная работа игры.
Недостатки:
нормальные экраны городов нам так и не вернули;
еще одна кампания за нежить — это уже перебор;
кошмарное озвучение в локализации.