Все опасения насчет того, что после Uncharted 3 разработчики станут делать то же самое, но с новыми персонажами, рассеиваются быстро — перед нами совершенно иной игровой опыт. Взяв за основу сценарий, в котором игроки попадают в недружелюбный мир и вынуждены постоянно принимать какие-то решения, от которых будет зависеть будущее окружающих персонажей, создатели игры показали нам какое-то мрачное и совсем уж безрадостное будущее. Человечество здесь подверглось не только напасти в виде страшной угрозы, превращающей людей в подобие зомби — оставшиеся в живых люди вынуждены ютиться в городах под неустанным присмотром властей и как-то приспосабливаться к изменившемуся миру.
За то время, которое игрок проводит в этом мире (а это более 15 часов геймплея, если не бежать вперед сломя голову), история ни разу не провисает, не дает сбоев и не заставляет зевать. Ты сидишь с джойстиком в руках и переживаешь за каждый свой шаг и поступок, а отключать приставку, чтобы поесть или поспать, совсем не хочется.
Сюжет я раскрывать не буду — кому было интересно, те уже и так посмотрели имеющиеся официальные ролики, а остальным я бы вообще порекомендовал избежать какого-либо контакта с содержащими спойлеры источниками и самим узнать все уже в игре. Единственное, что скажу — персонажей здесь оказалось действительно много (а не только Джоэл и Элли, главные герои), у каждого своя мотивация, история, жизненная позиция, планы на будущее. Это настоящие, живые люди, с которыми интересно взаимодействовать. Между собой герои плотно общаются, и слушать их, благодаря великолепной актерской игре и отличному сценарию, крайне интересно. Тем более, что они спорят, обсуждают различные события из прошлого и творящееся вокруг. Как и в недавнем Bioshock Infinite, женский персонаж здесь забирает значительную долю внимания, но ведет себя она не в пример логичнее и правильнее, чем Элизабет. По крайней мере, на мой взгляд.
Джоэл, несмотря на некоторое визуальное сходство с Нэйтаном Дрэйком (героем Uncharted), совсем на него не похож. Вообще главные герои этой истории из-за сложившихся обстоятельств и общей не самой приятной действительности даже по сути не являются сугубо положительными персонажами. Они убивают, калечат, мало шутят и вообще не ведут себя так, как всякие «добряки» из кино и игр. Это люди, привыкшие выживать и понимающие, что если они не нажмут на спусковой крючок или не всадят нож в противника, то займут его место в роли трупа.
Игра необычайно жестока. В роликах не показали и десятой части того, что здесь творится. Выбить глаз, сломать нос или руку, разбить голову противника о дверной косяк или хладнокровно всадить ему в голову пулю в упор здесь в порядке вещей. Никакой наивности, исчезающих тел и переживаний на счет того, «правильно ли я поступил» - за нами остаются трупы, остывающие в лужах собственной крови. Если, конечно, мы не проходим игру «стелсом».
Патронов очень мало, так что именно этот способ приветствуется разработчиками. Стрелять вообще во многих случаях банально невыгодно — спецназ носит каски и зовет подкрепление, обычные «бандиты» норовят схватить сзади или выстрелить в упор, зараженные набрасываются толпами и не очень-то боятся оружия... Приходится бросать предметы и отвлекать внимание, убивать тихо, а уж в совсем крайних случаях захватывать заложников и использовать их как живой щит. Можно, конечно, схватить деревянный брус и разбить его о голову недруга, но во время драки нашего героя вполне могут расстрелять издалека, так что лишний раз высовываться просто не хочется.
В обычных ситуациях противников не очень много, но каждый из них способен в одиночку убить Джоэла. Так что мы часто сидим за каким-то препятствием (прячемся за дверью или остовом автомобиля, например), используем слух (специальная способность, которая позволяет в крайне небольшом радиусе услышать шаги «сквозь» стены) и перебегаем с места на место, избегая огневого контакта.
Если же мы ввязываемся в перестрелки, то тут поможет не только способность быстро наводиться и стрелять, но и система крафта. По мере прохождения везде находятся всякие запчасти, которые можно будет «переделать» во что-то полезное. Например, из тряпок и бутылки с алкоголем собрать коктейль Молотова или аптечку. Приходится рыскать везде по локациям и собирать все, что плохо лежит, иначе в какой-то ответственный момент можно оказаться зажатым в угол без единой аптечки, патронов и с капелькой здоровья, которой не хватит даже на то, чтобы пережить один удар в лицо. Кстати, здоровье автоматически здесь тоже не восстанавливается. А вот героя немножко «прокачать» можно за счет таблеток и специальных предметов, но полностью за одно прохождение все изучить не получится — нужно выбирать, что важнее в данный конкретный момент: дополнительное здоровье или что-то еще. Желающим изучить все-все можно попробовать пройти New Game + (и я вас заверяю, вам захочется вернуться к игре еще не раз).
Многопользовательский режим тоже не забыли, но как следует опробовать его я не смог — банально нет нужного количества игроков, ведь игра еще не вышла. Режим называется Factions и предлагает игрокам встать на сторону одной из двух фракций для участия в сражениях Supply Raid и Survivors. Первый режим выдает определенное количество жизней на всю команду, и кто-то, кто совсем не умеет играть, способен полностью «убить» шансы на победу. Второй же предполагает бои 4 на 4 в течение 7 матчей, с перманентной смертью в каждом из них для персонажа. На картах обоих режимов можно найти вещи для крафта нужных предметов, и в целом, в плане геймплея, обе многопользовательских функции чем-то сильно напоминают сингловую часть, но без стройного сюжета, зато с возможность создать собственного персонажа и посмотреть статистику.
Графически игра удалась, разработчики старались выжать все, что только можно, из системы — мы получили хорошие эффекты освещения, качественный и богатый деталями мир, а также очень реалистично нарисованных персонажей с огромным количеством эмоций, движений и мельчайших деталей. Вообще за всю работу над внешним видом хочется дать создателям какую-то медаль. Не забыты даже мелочи, вроде того, что герои, попадая в потенциально опасные зоны, не забывают пользоваться противогазами, а перейдя на более спокойную территорию поправляют рюкзаки и одежду.
Звуковая часть тоже не вызовет никаких нареканий. Что особо понравилось (кроме великолепной актерской игры), это отсутствие неуместной музыки — если в кадре она не нужна, то ее и нет. И, знаете ли, шарканье ног за стеной и треск половиц в полной тишине, или стук дождя по остову автобуса, в котором прячешься от патруля, очень впечатляют. Да и, как я уже писал выше, на слух ориентироваться приходится довольно часто.
За все прохождение у меня случилось 2 ошибки — один раз противник уперся лбом в дверной косяк в попытках убежать (пришлось помочь бедолаге, разбив ему голову об этот самый косяк), и еще раз Джоэл ухватился за одному ему видный уступ и улетел умирать между текстурми. Но это не стало проблемой, потому что чекпоинты здесь очень частые, возродился на том же самом месте. Это я говорю, чтобы не сложилось впечатления, что все здесь сильно уж идеально. А с другой стороны — 2 бага на 15 часов игры? Это мелочь, недостойная внимания.
Итог можно прочесть в первом абзаце — однозначный шедевр. Одна из самых кинематографичных, живых, правильных игр на рынке. Отличное приключение, продуманный сюжет и качественный геймплей в одном флаконе. The Last of Us - это как раз та игра, которую не просто не стоит пропускать — ради нее даже можно купить PlayStation 3.